Идеология Младших Людей
на нашей игре

Эй, выходи,
молодое племя
Радугу гнуть
о свое колено.
Лед колоть весною
на севере сонном.
Лист златой, осенний
Красить в цвет зеленый.
Под лежачий камень
не течет вода
Камень сдвинь руками -
Встанут города.
Делай, делай дело
Чтоб от сильных рук
Все цвело и пело
Пенилось вокруг.


Мир, созданный для Людей


Концептуальный текст Алёны Кахановой и Ели Кареевой

Статья предоставлена специально для нашей игры Елей КАРЕВОЙ, за что ей большое спасибо.


О всем сущем

«Люди получили право по своей воле избирать путь и строить жизнь среди стихий мира по собственному усмотрению, ибо в Музыке Айнур, вместившей судьбу всех вещей в мире, не было темы людей; только Илуватар ведал о тех, кто должен был прийти следом за эльфами. Именно людям предназначил Эру завершить творение Формы, наполнить ее Содержанием и исполнить Идею этого Мира до самой малой малости. Ведомо было Илуватару, сколь часто люди, оказавшиеся в кипении мировых стихий, будут забывать о Пути Истинном, ведомо было Илуватару, что не всегда они смогут в гармонии с миром использовать Его дары, и Он сказал:-- Придет время, и люди поймут: что бы ни делали они, куда бы ни направили стопы свои,все во благовремении обернется к вящей славе трудов Моих.»
(«Сильмариллион»)

Иди своим путем!
(«Тампль»)


Мы уткнулись в то, что Даром Илуватара является Смерть. Мы слишком боимся ее, слишком много значения придаем ей. Мы стремимся к ней – и избегаем ее. Она занимает наши помыслы так, что дела нам нет до иных Даров Его.
А если отвлечься от Смерти. Да, пусть она есть, пусть поджидает. Но она ведь – не главный из Даров. Отчего же мы так беспечно проглядели все остальное? Отчего мы так легко проходим мимо Дара, которого также не получило ни одно из созданий Мира.
Лишь Илуватар обладает им, да хор Айнуров, да любой, самый захудалый и забитый человечишко. Равный в этом всем Айнурам вместе взятым.
Я говорю о Свободе.
Нас нет в теме Айнуров, вместившей судьбы всех вещей в мире. Мы вольны ДЕЛАТЬ или НЕ ДЕЛАТЬ. Слабыми своими руками мы может переделывать все, до чего дотянемся. Слабыми своими ногами мы можем пройти туда, куда сумеем. Слабым разумом своим можем мы творить то, чего не придумано еще никем и никогда. Мы – вольны в поступках и мыслях. Мы свободны.
И это – Путь Человека
Пусть Квэнди твердят нам, что достойнейшие двинутся с ними. Пусть Мелькор убеждает нас в том, что нет ничего слаще, чем стать его рабом. Мы знаем, что Путь Человека – путь беспредельной Свободы. И в действиях человека – любого! – нет ничего такого, что можно было бы осудить, сказав, что своим поступком, мыслью или неисполнением долга он навредил миру. Слова Творца оправдывают все: ибо что бы ни Делали, что бы ни Не делали люди, куда бы ни направили стопы свои, все во благовремении обернется к вящей славе трудов Его.
О Дивные Эльфы. Прекрасные как весенние рассветы. Ваша тема уже прозвучала в музыке, ваша тема определена от начала до конца, ваша песенка спета. Сколько еще станете вы существовать и для чего? Лишь для того, чтобы Исполнить Предначертанное.
Сколько будет еще существовать Мелькор? До тех пор, пока мелодия его не завершится.
Сколько будут существовать люди? Сколько времени они будут заселять Арду, покорять Арду, царствовать в Арде? Известно, что по крайней мере до Второго Хора. И кем, как не новым, единым Айнуром станет все человечество?
Может быть всею массой своей оно споет Новую Мелодию.
Может быть из людей выделится кто-то, вместивший и воплотивший в себе Все Человеческое. И тогда Он, этот Человек, станет Единым Айнуром, созидающим Новый Мир.
Мы не знаем.
Не знает НИКТО.
Мы можем лишь одно – следовать Путем Человеческим, создавая, разрушая, возвышаясь и унижаясь. Нет у нас задачи ВЫБРАТЬ между Светом и Тьмой, ибо этот выбор – не наш. И дело это – не наше. Мы можем принять участие в битве, но только потому, что мы ВОЛЬНЫ принять участие в Битве. И те, кто отдается эльфам за чечевичную похлебку – пренебрегает Даром Эру. Друзья Эльфов – люди, которые добровольно стали не-людьми. Нет в этом ни чести, ни красоты.

О Красоте

«В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того,
кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Всякое искусство совершенно бесполезно.»


Ибо Красота человеческая отлична от прочей. И нет в ней созерцательности, и нет покойности и безмятежности. Безобразно – недеяние. Действие же – всегда прекрасно. Нет ничего уродливее результата, нет ничего прекраснее процесса. И если действие это бессмысленно, то оно становится Искусством. Результат нужен тем, кто бьется за цель Предначертанную. Наше дело – просто дело. И Мир изменяемый прекрасен и жив, а мир стабильный мертв и дурно пахнет. Да простят нас любители любования на мертвые орхидеи, но они извращенцы: красив тот, кто срывает эту орхидею, и вставляет в петлицу, и взламывает застойные приличия, и эпатирует, и поражает. Действие – вот единственная красота – бесполезная, бессмысленная, нужная не для результата, а для переделывания мира. Если у тебя нет сил выстроить башню, то найди в себе силы сломать башню. Красота действия одинакова, а глазеть на ее шпиль, либо на ее руины – удел умирающих, утонченных существ. Может ли быть красивым предательство, убийство, грязь? Да конечно! Если свершаются не для результата, а для поступка. И человек, которого вскорости ожидает еще один Дар Илуватара, спешит свершить еще один поступок. Самый глобальный, самый напряженный, самый красивый. Он напрягает свои силы и убивает возлюбленную, или создает прекрасное произведение, или возводит на трон Короля. Неважно, ЧТО он делает – красота поступка есть единственное оправдание его. И единственное оправдание существования каждой особи.
Ты ничего никому не должен. Все, что ты сделаешь, будет во благо Творца. А красота поступка – единственное мерило того, что ты следуешь Его предначертанию.
Ибо у людей тоже есть предназначение. И оно – только в действии. Вдумайся: мы должны завершить творение Формы, наполнить ее Содержанием и исполнить Идею этого Мира до самой малой малости. Действовать, творить, безумствовать – вот удел каждого, кто желает называть себя Человеком. Творец дал нам великую свободу действий и мыслей. Нельзя отказываться от нее, не утратив права быть Детьми Илуватара. Все остальные закоснели в своих убогих границах, лишь человек призван взламывать все устоявшееся для созидания Формы. У всех остальных есть содержание деятельности и жизни – человек же волен создавать новое содержание не только для себя – для Мира. Все остальные следуют идеям – но лишь человеку удастся исполнить Идею этого Мира до самой малой малости.
Человек действует не по предначертанию, он действует вслепую и согласно своей воле. Именно так сможет он огранить сосуд Мира и сделать его совершенным.
Не спрашивайте меня, как из хаотических действий получится совершенный результат – я не знаю и не хочу знать это. Не спрашивайте меня, как из спутанных нот внезапно возникает прекраснейшая мелодия – музыкант не знает этого.
Он нажимает на клавиши так, как ему заблагорассудится и в какой-то момент возникает чарующая живая музыка, импровизация. Мы свершаем действия так, как нам заблагорассудится, и Мир преобразуется, он принимает Форму.
В музыке внезапно начинает звучать Душа – и песня наполняется смыслом. Мы поклоняемся Красоте, делаем все, чтобы она существовала – и Мир наполняется Содержанием.
Музыкант двигается в такт своим мыслям и чувствам – и вот его голосом и руками говорит Творец. Мы свершаем действия – и в конце концов понимаем, что они всегда свершаются во славу Его.
И если видеть Мир обычным сосудом, то предначертано нам случайно и ненамеренно огранить его, наполнить его и воспеть то, что там содержится, либо расплескать, либо просто разбить его.

О ненужном

«Еще в Начале Времен эльфы узнали от Валаров,
что в конце всего именно люди вместе с Айнурами
станут Вторым Хором.
А вот что тогда будет с эльфами – не знает никто.»


И сколько бы ни кричали Старшие народы о том, что они – Старшие, и сколько бы ни демонстрировали нам застывших свидетельств своего величия, надо помнить, что величие их – в прошлом и потому мертво, и потому безобразно. Да, наши поступки вызывают у них брезгливость, и пот, и кровь для них грязны. Но для нас в этом поте и в этой крови Красота Жизни, тогда как в их мертвых вещах – Красота Умирания.
Они презирают краткость нашей жизни и потому не умеют ценить ее. Они не знают смерти – и потому не умеют презирать ее. Их застывшее существование более не нужно миру – ведь он должен развиваться. Их спетая песня умолкает. Они знают, что этот Мир остается нам, но признавать это – выше их высокомерных сил.
Но зачем они? Отмершая кора и листва создает почву для роста юного дерева. Умерший зверь – всегда пища для молодого хищника. Их остывающая энергия нужна нам. Их застывшие догмы нам больше не пригодятся. Больше чести для нас создавать свои правила, нежели следовать чужим. Больше радости разрушать чужую постройку и создавать свою на ее месте, чем всю жизнь приспосабливаться к чуждым размерам – камни предыдущего здания отлично лягут в фундамент нашего.
Если организм еще силен, то он имеет право на существование, однако не следует поддерживать и оберегать то, что теряет силы. Дело Старших Народов – исполнить ИХ предназначение и уйти. Не удерживайте их тогда, когда они уходят. Помогите им уйти достойно – это Поступок и это – Красота.
Мы не говорим о геноциде. Люди вольны сотрудничать с эльфами, гномами, орками. Но твердое знание того, что ты – Свободен, а они – нет, отделяет тебя от них. Основное отличие нас от этих заведенных некогда ключиком существ – это воля, а вовсе не смертность наша, не хрупкость наших тел и разума. Силы, которые даны нам Творцом, да будут нами потрачены так, чтобы не стыдно было после взглянуть в глаза соплеменников – на действия, на деяния и подвиги. А не на растительное существование в норе и не на безоглядное следование путем не-людей.
И человек, который умер Человеком, счастлив оттого, что он избран, оттого, что он – волен и оттого, что НИКТО не знает, что с ним сейчас случится. Пусть Квэнди идут в предначертанные чертоги предначертанным путем, путь скрежещут зубами в залах Мандоса орки, пусть возвращаются гномы в свою породу – вот когда каждый из них может завидовать свободе людей, а люди, отправляясь на электричку, счастливы своей свободой.

О Плодах

«А людям достались от Творца странные Дары.
«Говорят, что после ухода Айнуров на Арду Илуватар сказал такие слова:
- Я люблю Землю, этот дом Квэнди и Атани.
Квэнди станут прекраснейшими созданиями этого Мира,
им суждено познать, создать и дать миру больше прекрасного,
чем другим моим детям. А для Атани у меня есть другой Дар.
И он повелел, чтобы души людей и за гранью мира
не знали покоя, стремясь в беспредельность.»


И еще один Дар Илуватара видим мы. Это Плод. У каждого он свой. И Плод этот целокупен и прекрасен, как прекрасна судьба каждого из Детей Илуватара. До тех пор, пока следует он Путем Человека и не отдается душою и телом в лоно Старших Народов либо в руки Мелькора, плод этот сопутствует ему в своей красоте и цельности. Если же человек отклоняется от своей дороги и безоглядно выбирает служение Свету либо Тьме, Плод этот начинает уменьшаться. И огрызок Плода – верный знак того, что этому конкретному человеку все человеческое уже чуждо, и что он теперь – лишь оболочка для Света или Тьмы, и что он предначертан. Не упомянутый в музыке Айнуров он, тем не менее, стал рабом Предназначения, не для него спетого. И вынужден он будет идти путями избитыми и проторенными не людьми – в чертоги Мандоса. И Мандос спросит его «Что ТЫ делаешь здесь, где принимаем мы лишь Свет?» И покажет человек огрызок Плода, и поймет Мандос, что еще один из Детей Илуватара отрекся от своего человеческого Пути ради Пути Эльфийского. И как он поступит при этом – неизвестно.

О племенах

«Смерть людей настоящая. Приходит время и они покидают Мир, поэтому имя им здесь – Гости, Странники. Смерть – их сужденный удел, Смерть – это Дар Творца, которому с течением времени позавидуют даже Айнуры. Но Мелькор и здесь преуспел, заставив людей страшиться Смерти, затемнив ее истинную суть».



Люди знают, что умрут, и умрут очень скоро. И оттого ценят деяние как наивысшую форму Красоты Мира. Они хотят успеть, они должны успеть совершить многое. Их действия – это следование Путем Человека, это оправдание существования и его высший смысл, это стремление ко Второму Хору Айнуров.
Но есть среди людей те, кто не избежал искушения. И по сути неважно, было ли то искушение долгой и прекрасной жизнью, знаниями и умениями, либо то было искушение могуществом, властью и опять-таки долгой жизнью. Не важно, за кем пошел человек и кем он стал – нуменорцем или кольценосцем. Главное, что он был искушен и поддался. И теперь великий Дар Илуватара пугает его.
Обычный человек хранит свой Плод. И точно знает, что он существует в соответствии с ожиданиями Илуватара и во благо его, а потому смерть, как дар Единого, его не страшит. Да и нет у него времени бояться неизбежного. А тот, кто отрекся от быстротечности существования во имя чуждых идеалов – о, у того времени довольно и потому на самом-то деле нуменорцы и назгулы как никто из людей боятся смертного часа. Эти люди отреклись от Творца, отдавшись лишь Его образу, заместив в себе Служение Эру служением Его творениям.
И это племена, которых называют Друзьями Эльфов.
Но большинство людей сейчас живут в радость себе и Творцу. Они могут все – и чем они займутся на протяжении Пути на Запад – РЕШАТЬ ИМ САМИМ.