Главная страница, новости Концепция игры      
      Концепт  •  Об игре  •  О мире  •  Роли  •  Для игроков  •  Организация
Новости

Мастера

Форум



Карта сайта



Если вы не любите читать и писать, то эпоха
викторианской Британии - не для вас. Так что, пока вы
не вжились в читающего и пишущего персонажа, в конце этой
статьи есть конспект для первоначального знакомства и
восстановления привычки к буквам.

1. Старый Лондон
2. Вкусно и интересно
3. Настоящие британцы
4. Victorianism
5. Парадигма
6. Who is who
7. Быть или не быть
8. Конспирация
9. Конспект

1. СТАРЫЙ ЛОНДОН

"Викторианская эпоха - последний рассвет
романтизма перед цинизмом нашего времени"

Такого города нет на карте, ибо он существовал лишь в книгах, а если и был в реальности, то остался в далёком прошлом. Это Лондон, в котором живут доктор Джекил и мистер Хайд, где по улицам, погружённым в ночную тьму, бродит Джек Потрошитель, а в доме на Бейкер-стрит у камина сидят Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, обсуждая очередное хитроумное преступление профессора Мориарти.

Мужчины в этом городе либо исключительно благородные натуры, либо отъявленные мерзавцы. Для них жить - совершенствовать собственное благородство и пестовать собственную мерзость. Женщины в этом Лондоне, как правило, само совершенство, сама нежность, сама жертвенность и сама приязнь. И если отступают от этого канона, то лишь за счёт такой силой личности, которая позволяет противостоять не человеку - эпохе.

В этом городе происходят события, причудливее которых не найти, и преступления, ужаснее которых не будет. Город этот особенный ещё и тем, что страшное здесь скрыто от глаз, хотя присутствует, ибо страшное - оборотная сторона прекрасного, обязательная, непременная часть.

Карта этого города нам знакомы - Сити и Сохо, Пикадилли и Портсмут-стрит, Уайт-Холл и Гайд-парк. Атмосферой этого города мы дышали - она пропитана стариной и одновременно тайными страстями, потаённой эротикой, скрытым пороком. Ни то, ни другое, ни третье не станет явным, пока не нарушит течения привычной жизни. И тогда будет объявлено вне закона, будет долгая борьба не на жизнь, а на смерть, и кто-то, в конце концов, будет уверен, что победил.

Коньяк, как известно, это то, что делается в провинции Коньяк, все прочее уместно называть словом "бренди". Так и детектив - это рассказ английского автора о преступлении, случившемся в Соединенном Королевстве. Это "убийство в доме викария" (одно название, согласитесь, стоит целого романа); это доктор и полковник с висячими усами, которые в нужный момент сверяют свои часы со стенными; это старушка соседка и подозрительный дворецкий, невозмутимо дающий показания; это констебль и таинственная записка, написанная не теми чернилами; это богатый дядюшка, из-за завещания которого любой может начать рискованную игру; наконец, это не более чем дело на одну трубку, невинное развлечение джентльменов в карточном клубе "Богатель" - где-то между портвейном и "Таймс".

Словом, настоящий детектив - это роскошный викторианский миф, история светлых времен между 1837 и 1901 годами, когда в Англии ровным счетом ничего не происходило. Нравственность Честертона, консерватизм Агаты Кристи и индивидуализм у Конан-Дойля - непременные, нередко более важные составляющие, чем сама интрига.

Двойственность детектива непримирима. Казалось бы главное - это хитросплетения сюжета и разгадка тайны. Однако без характеров, пусть и скрытых маской до времени, без декораций, в которых развёртывается действие, интрига остаётся лишь скелетом - фигура стройная, но очень уж на любителя. Талантливый рассказчик знает, что сервировка и вкусная подача необходима для любого, даже самого интересного сюжета.


2. ВКУСНО И ИНТЕРЕСНО

"Тайны, тайны и ещё раз тайны. И всё это
среди традиций, традиций и ещё раз традиций"

Именно так - одно от другого неотделимо. Интересно: разобраться в подоплёке странного происшествия, разгадать таинственное злодеяние или наоборот - совершить преступление века. И всё это сделать вкусно: с изяществом проиграть сотню фунтов в бридж (не спорим - выиграть приятнее); небрежно куря, читать утреннюю газету в уютном кресле клуба (или представлять, что оно уютно); втайне посмеиваясь, обсуждать свежее преступление с гостями на файф-о-клоке.

В пределах несокрушимых британских традиций каждый, благодаря этому "вкусно", может найти если и не светлое, то вполне тёплое место. Место на любой вкус - как тем, кто помыслить не может, что его истинное лицо откроется обществу, так и тем, кто истово против любых, даже милых семейных интриг. Не стоит терять веру в человечество - такие люди встречаются. Используя за основу богатство викторианской литературы - сделаем вид, что мы с ней знакомы - можно погрузиться не только в тайны, но и в саму атмосферу великого города.

Это развитый мир, в своём разнообразии близкий современности. Отбросьте Интернет и телевизор - разница будет малозаметна. Однако, необходимо почувствовать эту особую викторианскую ауру, которую мы лелеяли и обожали с раннего детства: туманы, дожди, Тауэр, файв-о-клок, английская королева, Шерлок Холмс, Винни Пух, Мэри Поппинс, Big Ben, тросточка, джин с тоником, раковина с двумя кранами, сэндвич с огурцом, клетчатый плед, английское чувство юмора, английская аккуратность, английская точность - вежливость королей.

Почувствовали? Тогда можно реализовать любого персонажа. Разве что кроме файтера. И даже файтера можно, если организовать боксёрскую лигу. Бокс - тоже подарок викторианства. Всё ещё опасаетесь, что интересная для вас сторона игры не может быть реализована? Свяжитесь с нами и обсудите свои желания.


3. НАСТОЯЩИЕ БРИТАНЦЫ

"Англичане большие почитатели самих себя и своих обычаев.
Они убеждены, что в мире нет страны, подобной Англии.
Их высшая похвала для иностранца - сказать, что он
похож на англичанина, и посетовать, что он не англичанин"
Венецианский посол в 1497 году

Мы готовы сотрудничать с каждым. Но есть необходимое условие: вам должен быть близок посыл "игра, как искусство". Что такое искусство? Воспользуемся энциклопедией, кои у англичан в большой чести. Лучшую в мире - Британскую энциклопедию, они выпускают до сих пор. Очень представительная вещь - красивый переплёт и занимает четыре полки. Сразу видно, что хозяин образован и обеспечен.

Искусство - это когда человек воспроизводит окружающий мир, но не просто так, а в соответствие с определенными эстетическими идеалами. И притом, очищенный от всего случайного. Такова духовная потребность, которой не обделена никакая из человеческих душ - любовь к прекрасному. Некоторые говорят, что у женщины нет души - неправда, посмотрите, сколько они тратят на сумочки.

Понятно, что на сотню школьных акварелей найдётся лишь одна талантливая, однако, не взяв в руки кисточку, шедевра не нарисуешь. Так что если ваша душа лишена тяги к прекрасному, то лучше не рассчитывайте на эту игру. И вам может быть скучным вдаваться в тонкости, подыгрывать, а может проигрывать. И окружающим неприятно сталкиваться с пофигизмом, снобизмом или победизмом. У любого игрока могут быть свои цели. Но если на первом месте стоит именно Игра - тогда мы союзники в сотворчестве, соучастники. Думайте над этим серьёзно.

Первое условие необходимо, но не вполне достаточно. Да-да, есть ещё одно - общее для всех: будь вы завзятый информационщик или изысканный театральщик. Все ваши задумки удастся реализовать, если создать общий Дух. Сделать нужно не так уж много. Соблюдать правила поведения в обществе. Хотя бы внешне. То есть, вести себя именно так, как литературные герои викторианского общества. И придерживаться мотивации - персонажа, а не игрока. На каждой игре есть люди, которые это делают. Несколько человек.
Если кому-то непонятно, намекну, что предыдущий абзац предназначен для тех, кому выигрыш, статус, стаж и иное превосходство важнее процесса - не будем портить друг другу настроения. Только у тех, кто способен неторопливо насладиться жизнью в викторианском темпе, есть шанс получить удовольствие на Старом Лондоне.


4. VICTORIANISM

"Лондон смутно высился передо мной, полный чудес,
таинственный, как ассирийский Вавилон, и настолько же богатый
вещами неслыханными, великими откровениями"
Артур Макен

Викторианство - не только время, получившее название от имени королевы Виктории - это политическое, экономическое и идейное понятие. В эти годы Британия превращается в доминирующую мировую державу. Блистательно развивается национальная культура и в первую очередь литература (см. список рек. источников). В это время были заложены основы этики, которые и составили кодекс поведения "истинного" англичанина.

Не нравиться сухое изложение? Тогда обратимся популярным фактам: в 1870 году каждые восемь минут в Лондоне кто-то умирал, каждые пять минут кто-то рождался. Здесь обитало больше ирландцев, чем в Дублине, и больше католиков, чем в Риме. Город, в котором есть всё: клубы и пабы, кафе и салоны, яичница и ленч, констебли и инспекторы, крокет на зеленых лужайках и вальс, тори и виги, Скотланд-Ярд и Королевское научное общество, Таймс и телеграф, колониальные лавки и французские шляпки, пенсне, лорнеты и монокли, приёмы и бойкоты, балдахины и фонографы, лорды и пэры, зонты и кепи, воскресные проповеди и Бернард Шоу, носовые платки с монограммами (какой джентльмен выйдет из дома без носового платка) и визитки, и фотовизитки, и фотографии, и первые детективы (по одной главе в номере), и первые суфражистки, и декаденты, и колониальные полковники (это был век полковников - строителей империи).

Лондонский свет в восьмидесятых был на вершине своего блеска. Об англо-бурской войне, которая нанесла ему первый удар, никто ещё и не помышлял; мировую войну, его сокрушившую, предрекали одни лишь заядлые пессимисты.

Играем в дух, в антураж, в детектив. Минимум игровых условностей, максимум игровых взаимодействий. То есть спим в кроватях, курим в креслах, едим за столом. И общаемся: в семье, в кругу друзей, соратников, сообщников, в клубах, в салонах, пабах etc.

Жёстких сценариев нет - мастера не вмешаются ни в какое событие, если он будет развиваться красиво. Для каждого будет возможность реализовать собственный сюжет: стать самым богатым, самым известным, самым могущественным, самым счастливым. Или наоборот, главным изгоем, худшим дворецким, бесконечно несчастным - все возможности превратить своего персонажа в лучшего героя викторианских романов.

Будет ли на игре общий сюжет на всех? Не ждите ответа, мы не скажем: "вы будете в напряжении все 600 страниц, а на последней узнаете, что лорда убил дворецкий".


5. ПАРАДИГМА

"Это противоречит правилам"
Типично британская фраза

Эпоха очень объёмна. Досконально её не знали и современники, даже те, что думали иначе. Мода на всё - на одежду, на поэтов, на светских львов - во второй половине XIX века менялась чаще, чем времена года. Видимо отрывной календарь придумали именно тогда, чтобы подчеркнуть быстротечность времени. Техника развивалась стремительно - не успели оснастить весь город газовым освещением, а уже протягивают электрическое.

В этих условиях строго следовать реалиям какого-то исторического момента невозможно. Если уж на реальных приёмах находились дамы, шушукающиеся о том, как старомодно одета миссис N. (не в упрёк дамам и тем более миссис N.), то стоит ли спорить, вошёл ли к нашему периоду в моду рукав-окорок или воротник из ирландского кружева.

25 декабря 1888 года - день начала игры - взят условно. Мастера рекомендуют меньше обращать внимания на точное соответствие периоду и больше - на соответствие роли. Ориентируйтесь на одежду и атрибуты всего викторианского периода (можно подумать игроки обращают внимание на рекомендации).

Мы не пытаемся восстановить историческую справедливость (это никому не удавалось), мы делаем акцент на реконструкции мировоззрения. Что важно, опираясь не на исследования (прочтите-ка документальных "Людей бездны"Джека Лондона - нравиться?), а на сложившийся по литературе стереотип. Причём не по любой литературе: уличные мальчишки, торгующие газетами и выполняющие поручения Холмса, живут гораздо интереснее, чем Оливер Твист, мотающийся между притоном и приютом.

Выбирая персонажа, задумайтесь над его литературным прототипом (откажитесь от тех, кто плохо кончил). Викторианский романист места себе не находил, пока не поселял в книге десятка два героев, так что образцов хватает. Хотя намекать на это некультурно, обратите внимание, что человек с хорошими манерами ценится в любом обществе.


6. WHO IS WHO

"29 моих соотечественников из 30 точно знают,
к какому сословию себя отнести"
Джон Б. Пристли

Британия как никто из островных культур, склонна к совершенствованию (чтобы не сказать селекции). Потому разделение между сословиями здесь куда жёстче, чем в любой другой стране. Для каждого класса до сих пор существуют отдельные системы образования и отдельный образ жизни - так создаются те, кто работают, те, кто зарабатывают и те, кто управляют. В этом непреходящая сила Британской империи.

Аристократы. Это референтая группа, иначе говоря люди, поведение которых большинство выбирают образцом для подражания: они безукоризненно светские, утончённые и полностью подчинены этикету (кто сказал слово "вырождение"?). У аристократов будут кое-какие привилегии, но главная особенность - это целый кодекс правил, которым должны подчиняться все леди и джентльмены. И, как говориться, контроль над собой они не должны ослаблять даже во сне.
Ценность - честь.
Идеал - джентльмен.
Прототипы - принц Флоризель из "Клуба самоубийц" и "Алмаза Раджи" Стивенсона, Джен Эйр Шарлотты Бронтэ, Мелани Уилкс из "Унесённых ветром" Митчелл etc.

Буржуазия. Тоже высший свет и жизнь их, казалось бы, строиться по тем же законам джентльменства. Но, оказавшись в свете относительно недавно (почти никого дольше трёх поколений), они иные - те же правила, но далеко не все из них, а те, что исполняются - не так строги. И в любом случае в их кругу более уважаем не тот, кто больше джентльмен, а тот, кто более богат. Если речь заходит о репутации, то в первую очередь это означает мнение деловых партнёров и котировки соответствующих акций на бирже, а не способность выйти на запрещённую законом дуэль. При всём при этом любой буржуа проникнут пиететом перед титулами и титулованными особами.
Ценность - общественное мнение.
Идеал - светский человек.
Прототипы - мистер Домби из "Домби и сын" Диккенса, все многочисленные братья Форсайт в "Саге о Форсайтах" Голсуорси etc.

Средний класс так же, как и буржуазия стараются вести себя светски и походить на аристократов, но в их кругу "истинный джентльмен" может быть настолько же далёк от принца Флоризеля, как домашний кот от снежного барса. Впрочем, жизнь их много приятней, ведь от жёсткого кодекса осталось лишь несколько принципов, а доход зависит лишь от них самих и никак от прихоти биржевых котировок. В обыденном поведении они (вне службы даже самый вышколенный дворецкий) куда свободнее других сословий и в гораздо меньше связаны условностями. То, что в свете может быть сочтено оскорбительной грубостью, среди них будет лишь признаком эксцентричности - как, например, комплимент идущей по улице девушке. Однако у этой свободы есть чёткая планка (что характерно для любых британских свобод) - каждый человек (без всякого унизительного подтекста) знает своё место. Свобода заканчивается за пределами своего сословия и никогда лондонец не обратиться фамильярно к известному богачу или лорду.
Ценность - самостоятельность.
Идеал - славный малый.
Прототипы - "Трое в лодке, не считая собаки" Джерома К. Джерома, Бэрримор с супругой (если вы не знаете этого персонажа - читайте обязательные первоисточники), многие герои книг Пэлема Г. Вудхауза и Конан Дойля, Паспарту из "Вокруг света за восемьдесят дней" Жюль Верна, Сэм Уэллер из "Посмертных записок Пиквикского клуба" Чарльза Диккенса etc.

На каждое сословие накладываются и дополнительные условия (куда ж без них). Например, любая семья высшего света, обязана иметь хотя бы одного слугу. Должна поддерживать очевидное богатство в одежде, но, что наиболее цениться - в поведении: начиная с подарков, заканчивая регулярными приёмами. В противном случае они окажутся отщепенцами в свете и будут подвергнуты презрению: скрытому от аристократов, а среди буржуазии возможно доходящему и до насмешек.
Есть, конечно, и люди вне сословий - это дно общества, иностранцы, туристы. Однако таковых немного, и каждый будет проходить жёсткий отбор.

Таковы варианты положения в обществе. Если бы на этом заканчивались различия между людьми - воскликнет кто-нибудь недовольный жизнью. И, безусловно, он прав - она, жизнь то бишь, сложнее. Есть ещё несколько важных позиций, с которыми необходимо определиться, создавая персонажа на Старый Лондон.
Во-первых, это направления игры.

Игра в антураж, в дух. Это отыгрыш всех тех тонкостей, которые создают прелесть викторианской эпохи, начиная с пресловутого файф-о-клока, заканчивая клубами и пабами. Быт, форма и этикет общения, работа, досуг, развлечения - всё это можно сделать по-британски. Мы достаточно знаем об этой эпохе, чтобы несколько дней прожить в ней: сон в колпаке и ночной рубашке, овсянка на завтрак, чай со сливками на полдник, газета с сигарой или трубкой в клубе и т.д. Овсянка - тяжкое испытание для неокрепших характеров, но недостаточный повод чувствовать себя настоящим джентльменом. Для воссоздания духа придётся стать "человеком строгих правил и сдержанного, истинно английского остроумия".
Как несложно догадаться дух и антураж - сторона, обязательная для всех игроков. Если вам догадаться было сложно - утешайтесь, перечитывая главу "Настоящие британцы".

Игра в детектив. Те, кто желает посоревноваться с этой жизнью за деньги, честь или великие идеи в хитроумии или верности принципам может поиграть в детектив. Если не повезёт и вы не завоюете славы, так хотя бы согреетесь. Всё богатство скрытой жизни: от невинного адюльтера (это так не по-британски), до измены короне; от приписок в ведомостях, до аферы века; от кошелька на улице, до бриллиантов Королевы. В городе, где множество глаз и ушей, всегда найдётся рука с чеком для тех, кому есть что рассказать. И неизвестно, какие суммы исчезают из семейных бюджетов, чтобы лечь в другую руку их предприимчивого обладателя. А также говорят, что иногда случаются столь таинственные и ужасные события, что о них лишний раз и говорить-то не стоит. Однако пока жизнь города спокойна - за бандитами и ворами присматривает полиция, за хитроумными преступниками - инспекторы Скотланд-Ярда и достойные сыщики, а те задачи, что посложнее, решают серьёзные люди, умеющие себя не афишировать.
Если в обыденной роли вам недостаёт остроты, воспользуйтесь перечницей... То есть мастерами - задумайтесь о скрытых и праведных или не очень целях, а мы поможем подобрать сообщников.

Внутренняя игра. Встречаются возвышенные натуры, которым интересно не только то, что персонаж делает, но и то, что он при этом чувствует. Проработайте личность совместно с мастерами и они обязательно вам помогут (читайте: подведут под монастырь). Неловкие ситуации, забавные казусы и приятные случайности не позволят вам спокойно попить чаю и обхитрить кого-то. Смутно представляется? Ну что же, например, вы всю жизнь не выносили ирландцев, а за пять минут до начала заварушки узнаёте, что ваш партнёр - ирландец.
Твёрдый характер (который британцы ценят выше ума) позволит джентльмену лишь усовершенствовать себя в трудностях.


7. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

"Английская вежливость - это не просто учтивость;
это непревзойденное искусство. Она всегда была
безотказным оружием для одурачивания"
Одетта Кюн

Читая книгу за книгой о британском обществе можно почувствовать разочарование. Кто сможет настолько проникнуться духом викторианства, чтобы интуитивно чувствовать разницу между джентльменством и светскостью, чтобы соблюдать этикет в тех нюансах, которые и в лучшие-то для России времена не были у нас в ходу. Обладатель трезвого взгляда на людей быстро понимает, что мир, о котором тоскуют авторы, повторить невозможно. К счастью (пока; а там увидим) мастера не претендуют на столь чёрные мысли о человечестве.

Не идеально, но неужели не сможем восстановить эту чисто английскую тонкость и прелесть нюансов? Воссоздать столь казалось бы понятное, но по сути закрытое и всё же харизматичное общество? Конечно, не сможем. Но будем стремиться и сыграем так, что современным англичанам, занеси их нелёгкая в Старый Лондон, останется только удивляться.


8. КОНСПИРАЦИЯ

"Вряд ли это может служить подходящей темой для разговора"
Типично британская фраза

Не только школьник, но даже карапуз понимает, что тайна перестаёт быть тайной один раз. Однако игроки - не персонажи и часто не умеют ценить свои секреты. Простота хуже воровства и добрый малый, неброско упомянувший на публике, что готовит на игру тайное общество, может никакого тайного общества не увидеть.

Если родственные и дружеские связи, общественное и семейное положение обсуждаются свободно, то первоначальные контакты по второму плану игры должны идти только через мастеров. Вы говорите, чем хотели бы заняться и кто вам подходит. Мы связываемся с ними и уточняем, готовы ли они взяться за такое-то мероприятие. И только в случае твёрдого согласия они узнают своих подельников по злому умыслу или соратников по доброму делу.

Второе правило конспирации: команды второго слоя готовятся независимо от первого. Если вы подбираете шайку ограбить английский банк или организуете лондонский филиал Ку-клукс-клана, в ней должно быть как можно меньше родственников и сослуживцев.

Третье правило конспирации: можно не готовить никаких тайных дел. В конце концов, за убийство вешают, а за мошенничество или шантаж отправляют за решётку. Вполне допустимо, что остроты ощущений вам хватит в борьбе за выгодный брак, включение своего имени в завещание любимой тётушки или получение хотя бы маленького, но настоящего дворянства.


9. КОНСПЕКТ
(для лентяев):

• Детектив - это не только хитроумная интрига, но и мир, в котором она развивается.
• Реализуется почти любой персонаж, достаточно придать ему викторианское звучание.
• Не можете понять, что такое "игра, как искусство" - подумайте, нужна ли вам эта игра.
• Не историческая реконструкция, а реконструкции литературного стереотипа.
• Аристократы - честь. Буржуазия - общественное мнение. Средний класс - самостоятельность.
• А вы знаете, чем отличается человек светский от настоящего джентльмена?
• Тайна перестаёт быть тайной один раз. Впрочем можно играть без тайн.

Конспект конспекта (для законченных лентяев):
• Традиции и тайны. Вкусно и интересно. Игра, как искусство.



Копирайт и пр.: Просматривая текст за текстом, мы собирали кусочки и даже отдельные фразы, близкие нам по духу. Разобраться в этом винегрете теперь не представляется возможным. Потому случаи цитирования без ссылок непредумышленны. Спасибо всем авторам, замечания которых о викторианской литературе и эпохе послужили основой для наших размышлений при подготовке этого текста, в т.ч.:
1. Всеволод Овчинников - "Корни Дуба"
2. Акройд Питер - "Биография Лондона"
3. Дмитрий Ольшанский - "Забвение отца Брауна"
4. Е. Ю. Гениева - рецензия на "Записки викторианского джентльмена" Маргарет Форстер
5. К. Маринина - "Брэм Стокер в истории кульуры"
6. Сомерсет Моэм - "На окраинах империи"
7. Словарь Брокгауза и Ефрона
8. Большая советская энциклопедия
9. yandex.ru


E-mail Концепт  •  Об игре  •  О мире  •  Роли  •  Для игроков  •  Организация