Главная страница, новости О мире      
    •  Концепт  •  Об игре  •  О мире  •  Роли  •  Для игроков  •  Организация
Новости

Мастера

Форум



Карта сайта



"Да у нас на журфаке обязательного чтение меньше было"
Безымянный игрок Старого Лондона.

Можно читать любые книги, где отражён дух Викторианской Англии (для щепетильных: 1837-1901 годы). Однако есть и подобранный мастерами список. Мастера не требуют знать его весь, достаточно обязательных "Корней дуба" и любой из книг рекомендованных вашему сословию. Пометкой "Стиль" - отмечены книги, которые читаются настолько легко, что понравятся даже закоренелым библиофобам.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК

1. Всеволод Овчинников - "Корни Дуба". Стиль. Для всех.
Основополагающий источник по культуре Великобритании. Корни - это книга, которая восхитительно рассказывает об Англии даже с учётом разных советских наслоений, вроде цитат вождей и порицания классовых различий. Впрочем, многим юным современникам такие акценты для понимания будут только полезны. Вожди люди были неглупые и на авторитетов вполне похожи. А слово "класс" можно поменять на слово "сословие" и получится близко к тому, что мы планируем в сословном обществе Старого Лондона. Автор - журналист, много лет прожил в Лондоне, рассказывает об образе жизни британцев, их мышлении, политическом устройстве, образовательной системе, ценностях и семейных отношениях. Всё это иллюстрируется как примерами из собственной жизни автора, так и цитатами многих других исследователей Британии. Например, есть история известная в качестве анекдота, а вот её оригинал из иллюстраций в Корнях:
"Однажды в Лондоне я натолкнулась на два небольших строения, каждое из которых имело по две двери. На одном строении было написано; "Джентльмены - один пенс; мужчины - бесплатно". На другом: "Леди - один пенс; женщины - бесплатно". Я рассматривала эти надписи так долго, что полицейский почтительно подошел ко мне и вполголоса осведомился, не забыла ли я дома кошелек и не дать ли мне взаймы пенс. Но я уже не могла вынести столько потрясений подряд и заплакала - то ли из благодарности к полицейскому, который с первого взгляда признал во мне леди; то ли от умиления перед сдержанностью и терпимостью лондонской толпы, которая до сих пор не сожгла дотла эти строения с их оскорбительными надписями; то ли оттого, что Англия настолько демократична, что не побоялась публично объявить разницу между джентльменом и мужчиной, между леди и женщиной, оценив ее всего-навсего в один пенс". Одетта Кюн (Франция), "Я открываю англичан" (1934)
Главы "Исключение из правил" (19-ая) и "Разъединенное королевство" (20-ая) читать не советую, потому как они рассказывают о взаимоотношении Британии и Ирландии. После чего в Старую Добрую Англию играть не очень хочется.
Главы "Маршрут золоченой кареты", "Мешок с шерстью", "Заднескамеечники и кнуты", "Коридоры власти" (15-18) особо рекомендую высшему свету - чтобы обсуждать политику неплохо бы в ней разбираться.
Так что - обязательный источник для всех. Кроме тех, кто едет иностранцами.
Книга издавалась неоднократно - встречается и в библиотеке, и на руках. Есть свежие издания - в Иркутске была одно время в "Академкниге".
В интернете: http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/vv/e_lesson/oak/header.htm
Кто не хочет читать он-лайн (книга разбита на пару десятков глав-страниц) могу выслать единый файл - заказывайте на wy@mail.ru.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ
Эти источники либо ярко показывают эпоху, либо жизнь конкретных сословий:

2. Джон Фаулз - "Любовница французского лейтенанта". Особые рекомендации. Для всех.
Автор пишет роман о викторианской эпохе с демонстративным взглядом на неё из нашего времени. Благодаря целенаправленному вниманию, многие моменты изображены гораздо выпуклее, чем у собственно викторианских авторов. Для наблюдательного читателя роман станет настоящей энциклопедией эпохи: от быта и этикета, до науки и политики. Однако, кроме пользы этой книги, как источника для игры, можно упомянуть, что Фаулз - один из лучших романистов нашего времени: язык и стиль изложения, тончайший английский юмор, напряжённое изложение - всё это послужит источником отдельного удовольствия. Потому, пожалуй, придётся перечитать ещё раз-другой, когда, на выдохе перевернув последнюю страницу, вы вспомните, зачем открыли эту книгу.
Издана неоднократно, в том числе в недорогой серии "Азбука-Классика". Благодаря известности автора найти её не сложно.

3. Конан Дойл - рассказы о Шерлоке Холмсе. Стиль. Для всех.
Лучшие сборники: "Приключения Шерлока Холмса" и "Записки о Шерлоке Холмсе". Конан Дойл легко читается, изобилует яркими прототипами, имеет свой, неповторимый вкус. Сколько банальностей я здесь ни напишу - всё это бледное отражение гениальных книг. Кроме книг советуем и отечественные фильмы, удачность которых признана самими британцами.
N.B. Ноу-хау от Корсара - вечером (ночером) перед игрой посмотрите несколько серий фильма - лучший способ почувствовать мир и вжиться в него.

4. Дж. К. Джером - "Трое в лодке не считая собаки". Стиль. Для среднего класса.
Знаменитейшая книга. Несмотря на хорошую экранизацию, советуем всё таки именно книгу - она намного подробнее и информативнее. По лёгкости чтения входит в первую пятёрку в этом списке. Источник для среднего класса.

5. Джон Голсуорси - "Сага о Форсайтах". Для буржуазии.
В первую очередь имеется в виду первый роман - "Собственник". Что тут скажешь - классика в самом лучшем смысле слова. Удивительно, как точно изобразил жизнь буржуазии человек, за которым стояло всего пятьсот фунтов годового дохода ;-)

6. Чарльз Диккенс - "Домби и сын". Для буржуазии.
Диккенс - это автор эпохи. Двое претендовали на этот титул (см. далее), но и при жизни было известно, за кем осталось первенство. Это очень своеобразный автор: то он выписывает эпизод так, что невозможно оторваться, то изображает персонажей столь гротескных, что даже порченное двадцатым веком восприятие отказывается в них верить. Что лишний раз доказывает их достоверность. У Диккенса множество героев противных и противненьких, мерзких и мерзеньких, впрочем полно и самобытных, и забавных. Такие персонажи, как миссис Пипчин, майор Бегсток, и, конечно же, любой из мистеров Каркеров (их два - старший и младший) - будут с приязнью встречены мастерами на Старом Лондоне.
"Посмертные записки Пиквикского клуба", Для буржуазии. Для среднего класса.
"Рождественские повести", Для буржуазии.

Честно говоря, эти книги читаются гораздо легче "Домби и сына", да и настроение их куда веселее. Но и увы - не являются обязательными источниками ;-) Так что не читайте их. Особенно если вы уверены, что Пиквик - это чай, а Скрудж - утка. Зачем ломать стереотипы? ;-)

7. Роберт Луис Стивенсон - "Клуб самоубийц", "Алмаз Раджи". Стиль. Для аристократов.
Стивенсон прославился не только "Островом сокровищ". Он писал немало не только о прошлом, но и своих современниках. Эти произведения широко известны, не в последнюю очередь за счёт лёгкости чтения. Не раз экранизировались.
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Стиль.
Получить от неё удовольствие нынче сложнее, чем раньше - слишком уж известен сюжет. По мнению Фаулза - лучшая метафора эпохи, говорящая о личности викторинца больше, чем любая другая книга того времени. Речь, конечно же, не о фабуле (десятки раз экранизированной и почти всегда неудачно), а о самой книге.

8. Оскар Уайлд - "Портрет Дориана Грея", "Как важно быть серьёзным", "Кентервильское привидение" etc. Для всех.
Если Диккенс - это автор эпохи, то Уайлд - автор её конца. Пытаться характеризовать его дело неблагодарное - лучше сами прочтите.

9. Маргарет Митчелл - "Унесённые ветром". Для высшего света.
Хотя действие происходит на другом континенте, эта книга - удивительный образец нравов высшего света. Рекомендую дамам, особенно консервативным. При случае выложу пару объёмных цитат, которые можно будет считать кодексом девушки высшего света.

10. Шарлота Бронтэ - "Джен Эйр". Для аристократов.
Несколько раз экранизировалась, хотя про фильмы ничего сказать не можем. Книга хорошо написана, её можно советовать женщинам, так как в первую очередь описывает именно женскую сторону викторианства.

11. Уильям Теккерей - "Ярмарка Тщеславия". Для буржуазии. Для среднего класса.
Один из классиков викторианской литературы. Именно его прочили в пару Диккенсу. Да и сейчас находится немало почитателей, кто поставит его на первое место. Впрочем, последуем примеру этих писателей, которые сколько ни воевали, а в конце концов помирились и были членами одного клуба.

12. Пэлем Грэнвил Вудхауз - "На помощь, Дживс!" etc. Стиль.
Откровенно говоря, рекомендовать эту книгу как источник - некоторое лукавство. Слишком уж вольно Вудхауз обращается с британскими реалиями. Однако наши стереотипы он разрушает столь изящно, с таким юмором, что скрыть от вас этого примечательного автора было бы нечестно.

13. Жюль Верн - "Вокруг света за восемьдесят дней". Стиль.
В этой книге вы найдёте не только множество милейших примет времени, но и образец настоящего джентльмена и его слуги (вот бы увидеть их на игре!).
"Из пушки на Луну" - к сюжету игры не имеет отношения, но хорошо демонстрирует научные здания эпохи, отчасти вполне современные, в иные моменты забавные и даже спешные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

14. Гилберт Кийт Честертон - "Рассказы о патере Брауне" (особенно сборники "Неведение отца Брауна" и "Мудрость отца Брауна"), "Человек, который был четвергом", "Поэт и безумцы", "Возвращения Дон Кихота" etc. Стиль.
Среди британских писателей детективного жанра Честертон по праву занимает место в первой тройке наравне с Дойлом и Кристи. Там же оказался и его герой - отец Браун, почти столь же известный, как Холмс или Пуаро.

15. Агата Кристи - "Автобиография".
В основном Агата описывает время чуть позже нужного нам периода, но и самого викторианства и его послевкусия в книге более чем достаточно. Она немало рассказывает о быте и воспитании детей в этот период, но особенная её заслуга в описании постепенного вымещения викторианства двадцатым веком. Смена жизни, смена ценностей, роли женщины - в таком сравнении понять викторианство гораздо легче, чем изучая его отдельно.

16. Уилки Коллинз - "Лунный камень", "Женщина в белом".
Детективы, которые были популярны в Британии ещё до Шерлока Холмса. Позволю сказать чужими словами: "Книга хороша, со своей атмосферой, читается легко, в мир свой затягивает. И еще книга - отчасти детектив, а детективы, по-моему, всегда замечательно характеризуют свою эпоху, выдавая страхи, предубеждения, навязчивые образы и проч. Один образ главного злодея много о чем говорит".

17. Сомерсет Моэм - "Пироги и пиво" (варианты: Пряники и эль. Пироги и эль), "Бремя страстей человеческих", "Узорный покров", "Острие бритвы" etc. Рассказы "Источник вдохновения", "На окраинах империи" (про правильное обращение со слугами ;-)
Моэм автор плодовитый, а потому - неровный. Его особенность, это разделение на элиту аристократии и честных тружеников с одной стороны, и подчинённую наживе буржуазию - с другой. Но найти другого писателя, столь чётко ведущего эту грань.

18. Кеннет Грэм - "Ветер в ивах".
Казалось бы сказка. Детская. Но семейка Жабсов, сыгранная по этой книге на Девоншире, запомнилась многим :-)

19. Герберт Уэллс - "Человек-Невидимка", "Война миров".
К сюжету игры не имеют отношения, но показывают некоторые интересные аспекты культуры и характера британцев.

20. Бернард Шоу - "Пигмалион".
Любая девушка из среднего класса может только мечтать оказаться участницей такой истории ;-)

21. Алан Александр Милн - повесть "Загадка Редхауза", рассказы, например "Истина - в вине" etc.
Кроме "Винни Пуха" написал ещё немало книг, в том числе классических британских детективов.

22. Эдгар По - "Дом Эшеров", "Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо".
Хоть и американец, но ничего не попишешь: основатель детективного жанра. Справедливости ради уточню, что действие его детективов происходит в Европе.

23. Рэдьярд Киплинг - "Бремя белых", "Ким" и etc.
Забудьте Маугли. Киплинг в отличие от Диккенса, Уэллса или Теккерея не обличал недостатки Британии, а скорее воспевал империю. Но с настоящим британским чувством ответственности за могущество.

24. Говард Лавкрафт - "Герберт Уэст".
Хороший образец викторианского романа ужасов.

25. Джеймс Хэрриот - "О всех созданиях больших и малых".
Настроение, персонажи.

26. Э. Видок - "Мемуары".
Один из провозвестников детективного жанра.

27. Маргарет Форстер - "Записки викторианского джентльмена".
Биография Теккерея от первого лица.

Весьма хотелось бы, чтобы каждый при подборе персонажа опирался на литературный прототип. Её, литературы этой, как видите очень много.


E-mail Концепт  •  Об игре  •  О мире  •  Роли  •  Для игроков  •  Организация