Warning: fopen(logs/hits): failed to open stream: Permission denied in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 71

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 72

Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 73

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 74

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 75

Warning: fopen(logs/fstat): failed to open stream: Permission denied in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 174

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 175

Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 176

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 177

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 178
РИ-Кон 2008

Библиотека, РИ-Кон-2006



У-Ректор
Фокс Ивиан

UNIVERSITAS STUDIORUM
SALAMANCAE

Семинар по быстрому стихосложению


Использованы материалы сайта Портал «Русские рифмы», а также примеры стихосложения от Май Иваныча Мухина. Названия крупных разделов набраны БОЛЬШИМИ КРАСНЫМИ буквами.


А-Ректор
Ивиана Фокс


О СЕМИНАРЕ  СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:  Хорей и все азы на его примере  Ямб  Трехсложные размеры:  Дактиль  Амфибрахий  Анапест  Пеоны — четырехсложные размеры 

РИФМА И РИФМОВКА:  Смежная и перекрестная рифмовки  Кольцевая рифмовка  Холостая рифмовка  Терцина  Лимерик  Триолет  Монорим  Рубаи  Панторим  Квадратная рифмовка 4+4  Треугольная рифмовка 3+3  Белый стих 

БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О семинаре


Каждый житель и гость славного города Рикона знает, сколь почитаемо умение тут же, применительно к ситуации сложить четверостишие, хайку или лимерик. А уж ежели сонет! Столь же почтенно — изъясняться стихами на балу, особенно когда стихи посвящены даме. А совершеннейший пиетет выказывается тому, кто выступает на искрометном состязании стихотворцев и тем более побеждает на нем. Один известный король говаривал: «Я — человек простой, говорю стихами». А что прилично королю, то не зазорно и нам, ступающим по мостовым нашего города.

Однако ж умение быстро сложить стихи — не есть нечто данное от природы (хотя и бывает), но изящное искусство, которому можно и должно учиться. А посему в нашем Университете утверждается Семинар по быстрому стихосложению, коий, надеемся, постепенно перерастет в целый факультет.


На этом семинаре будет преподана практика быстрого сложения кратких стихов, разного ритма и содержания, как рифмованного, так и белого стиха, вкупе с посильною теориею сего благородного дела.

Однако поэзия — это искусство, а стихосложение — ремесло. И хотя второе есть неотъемлемая часть первого, не будем путать создание с Создателем. Не требуется (хотя и неплохо) быть Байроном, чтобы участвовать в этом семинаре, нет и задачи сделать из вас Поэта. Но изящное ремесло, столь ценимое в свете, будет доступно нам во всей красе, а главное, будет где его применить. Открытие и Белтэйн, бал и коррида, Турнир Двух Королев и… да мало ли где еще!


На этой странице (выход на нее будет со страницы Программа) мы будем публиковать сведения по стихосложению многих стран и эпох, от гекзаметра античности до новомодных веяний ХХ века, от ирландского лимерика до арабского рубаи и японского танка, из коего умудренный опытом стихотворец сможет выстрелить в своего противника на поэтической дуэли, а галантный кавалер — наповал поразить даму.


А закончим мы этот экскурс бессмертным творением Каквас Тама, эсквайра, порожденного гением Эдгара По:


Писать стихи о Брильянтине Тама…

Нелегкий труд, скажу вам прямо.

Точка. — (Стоп).

(Подпись) — Сноб.


Не правда ли, шедевр?..

Аспирант Мерлин
AMFG 2006, януариуса месяца число 3-е


Стихотворные размеры


Сразу скажем, что здесь не будет каких-то потрясающих откровений и неведомых глубин поэтической мысли. Напротив, все будет исключительно просто, вплоть до тривиальности и опять же трюизмов. Многое всем известно, ну да от повторения никто не пострадает. Ну и, мы осмотрительно не будем касаться тонких извращений типа верлибра, стихотворений в прозе и прочего творчества на грани стиха и прозы.

Самое главное — это ритм (а не рифма, как казалось бы). Стихи без рифмы бывают (классический гекзаметр, а в общем случае — белый стих), но без ритма — нет. Сильные доли ритма (ударные слоги) будем обозначать буквой V, а слабые доли (безударные слоги) знаком . Тогда, например, маршевое «РАЗ-два, РАЗ-два!» будет обозначаться V — V —, а вальсовое «РАЗ-два-три, РАЗ-два-три» будет как V — — V — —. Каждый особый вид такого чередования ударных и безударных слогов называется метр, элементарный блочок метра — стопа, а из стоп слагается стихотворный размер (далее просто размер). Если в строке четыре стопы, написанных хореем, то метр будет хорей, а размер — 4-стопный хорей, а если будет 5 стоп, то это будет пятистопный хорей. А в первую очередь размеры различаются по тому, каким метром они написаны. Так как слово «метр» слишком многозначно, от единицы измерения до мастера, то, дабы не вводить в заблуждение, будем во всех случаях использовать слово «размер».

Количество материала, публикуемого здесь, заведомо избыточно. На самом семинаре будет использована лишь его малая и самая простая часть, большинство же материалов публикуется просто для ознакомления и интереса. И для разнообразия, конечно.


Простейший стихотворный размер — хорей
и все азы на его примере


Самый простой стихотворный размер — ХОРЕЙ. Прошу не путать с шестом, которым чукчи погоняют оленей. Хореическая стопа состоит из 1-го ударного и 2-го безударного слогов: V —. В этом размере играют марши, пишутся частушки, шагают солдаты и сочиняют стихи дети. Хореем написаны «Сказка о царе Салтане» и бессмертный «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». Пример четверостишия в хорее:


Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь —

Крокодил закушал мяч.


Если записать это нашими значками, то получим:


V — V — V — V —

v — V — V — V —

V — V — v — V

V — V — V — V


Это четырехстопный хорей. В каждой строке по 4 стопы, причем последняя стопа может быть усеченной, т.е. только первый ударный слог без последующего безударного. Далее, если вы присмотритесь, то увидите, что кое-где значок V маленький. Это слоги, которые, если строго следовать размеру, обязаны быть четко ударными, но, однако, они безударные. Но! Если вы прочтете стихи вслух, то заметите, как на этих слогах все равно появляется нечто вроде ударения, хотя и гораздо более слабое, чем настоящие ударные слоги.

Усеченная стопа может быть в любой по порядку строке стиха:


Чинный аглицкий посол

Почесал себе мосол

И промолвил, шепелявя:

«А куда эт я присол?»


Если в «Тане» было две «нормальных» строки (где все стопы полные) и две усеченных, то здесь усечены три из четырех. Могут быть и вообще все:


Старый добрый русский царь

Не любил надутых харь:

Им от царских кулаков

Перепало тумаков.


А могут быть и все полные:


Тараканы приходили,

К чаю булок приносили.

Пчелы — мед, клопы — варенье…

Это был мой день рожденья.


А иногда бывает, что ритм резко рубится:


Наша Таня громко плачет:

Крокодил закушал мячик.

Он набил себе живот —

ВОТ!..


И тому подобное. Вот примеры хорея от Май Иваныча Мухина, где видно, что получается в зависимости от того, сколько стоп в строке:

Двустопный хорей:

Мчатся тучи.

Дрянь луна…


Трехстопный хорей:

Мчатся, вьются тучи.

Бледная луна…


Четырехстопный хорей:

Мчатся тучи, вьются тучи.

Невидимкою луна…


Пятистопный хорей:

Мчатся тучи, вьются в небе тучи.

Невидимкой бледная луна…


Шестистопный хорей (тут 2 варианта в зависимости от цезур — «пауз» между стопами):

1. Мчатся тучи,/ рвутся тучи,/ вьются тучи.

В низком небе/ невидимкою/ луна…


2. Мчатся в небе тучи./ Вьются в небе тучи.

Где-то невидимкой/ бледная луна…


Ямб


Начнем с родного брата хорея — ЯМБА (— V). Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), 5-стопный (лирика и драмы XIX-XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII-XIX вв., комедия XIX в.).


Богат и славен Кочубей.

Его луга необозримы.

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы…


Пушкин вообще любил ямб, этот энергичный, сильно звучащий размер со вторым ударным слогом:


У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…


А еще вот (но трехстопный ямб меняется в 3-й строке на двустопный и в 4-й снова становится трехстопным):


По улице ходила

Большая крокодила.

Она, она

Зеленая была.


Ой, нет, это не Пушкин… Да что там Пушкин! Вот строки истинного гения, сыгравшего роль в русской революции и прославившего пятистопный ямб:


Волчица ты!.. Тебя я презираю.

К Птибурдукову ты уходишь от меня.

Так вот к кому ты от меня уходишь!

Ты похоти предаться хочешь с ним.

Волчица старая и мерзкая притом!


Это сияющее имя даже не нуждается в упоминании.


Ямб и хорей — это двухсложные размеры, т.е. в их стопе два слога. В хорее ударный первый слог, в ямбе — второй. Степеней свободы тут немного. Хотя… Все сильно зависит от количества стоп в строке. Вот примеры от Май Иваныча Мухина.


Одностопный ямб:

Увы!

Дядец!

Ему —

Капец…


Двустопный ямб:

Мой дядя взял

Да занемог…


Трехстопный ямб:

Мой самый честный дядя

Не в шутку занемог…


Четырехстопный ямб:

Мой дядя, самых честных правил,

Когда не в шутку занемог…


Пятистопный ямб:

Когда мой дядя, самых честных правил,

Не в шутку гайморитом занемог…


Шестистопный ямб:

Мой дядя Соломон держался честных правил,

Когда ж не в шутку он гастритом занемог…


Вообще же, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. То же относится, в принципе, к любому метру. Пример сверхдлинного размера (В.Я. Брюсов, 12-стопный ямб):


Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного РА,

Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!


В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:


Одностопный ямб:

Весна

Идет.

Она

Поет,

Журчит,

Жужжит,

Кружит,

Влечет.


Двустопный ямб:

Весна идет.

Она поет,

Журчит, жужжит,

Кружит, влечет.


Трехстопный ямб:

Весна идет. Она

Поет, журчит, жужжит,

Кружит, влечет. Весна…


Четырехстопный ямб:

Весна идет. Она поет,

Журчит, жужжит, кружит, влечет.


Пятистопный ямб:

Весна идет. Она поет, журчит,

Жужжит, кружит, влечет. Весна идет.



Трехсложные размеры



ДАКТИЛЬ — трехсложный размер с первым ударным слогом. Под этот размер танцуют вальс.

Схема: V — — (РАЗ-два-три, РАЗ-два-три):


Маленький мальчик на речку пошел.

Тихо подкрался к нему ледокол...

Долго смеялись над шуткою дети:

Справа пол-Пети и слева пол-Пети.


Бывают и более миролюбивые дактилические стихи:


Крутится, вертится дворник с метлой,

Крутится, вертится по мостовой.

Крутится, вертится, хочет узнать —

Чья это лошадь успела наср…


Май Иваныч Мухин приводит примеры дактилических размеров.


Двухстопный дактиль:

Раз в кабинете

Ваня стоял…


Трехстопный дактиль:

Раз у отца в кабинете

Ваня портрет увидал…


Четырехстопный дактиль:

Раз у отца в кабинете овальном

Ваня портрет на стене увидал…


Пятистопный дактиль:

Раз у отца на стене в кабинете овальном

Ваня портрет адмирала Б.-П. увидал…




АМФИБРАХИЙ — трехсложный размер, в котором ударный слог — второй.

Схема: — V — (та-ТА-та, та-ТА-та):


А вот Завулон, у него есть хребет,

И больше его ничего не… волнует,

Включая известного всем режиссера,

Который — начальник Ночного Дозора…


Май Иваныч Мухин говорит и показывает:


Двухстопный амфибрахий:

Союз нерушимый

Сплотился навеки…


Трехстопный амфибрахий:

Союз нерушимый республик

Сплотила великая Русь…


Четырехстопный амфибрахий:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки великая Русь…


Пятистопный амфибрахий:

Союз нерушимый республик навеки свободных

Навеки сплотила навеки великая Русь…




АНАПЕСТ — это третий трехсложный размер, где ударный слог третий по счету.

Схема: — — V (та-та-ТА, та-та-ТА):


Жил да был черный кот за углом.

И кота ненавидел весь дом.

Только песня совсем не о том,

Как не ладили люди с котом.


И примеры от Май Иваныча:


Одностопный анапест:

Что глядишь?

Нет подруг!..


Двухстопный анапест:

Что глядишь на дорогу

В стороне от подруг?


Трехстопный анапест:

Что так жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?


Четырехстопный анапест:

Что так жадно и грустно глядишь на дорогу

В стороне от веселых и глупых подруг?


Пятистопный анапест:

Что так жадно, тревожно и грустно глядишь на дорогу

В стороне от веселых, худых, сексапильных подруг?


Существуют античные трехсложные размеры, в которых не один, а два или даже три ударных слога. А в одном из них даже ни одного, все безударные. Но это нечто, и если вы хотите о них узнать — то это здесь.


Пеоны — четырехсложные размеры


ПЕОНЫ — четырехсложная стихотворная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются:


1-й пеон: V — — —

2-й пеон: — V — —

3-й пеон: — — V —

4-й пеон: — — — V


В каждом из них ударение падает на соответствующий слог в стопе. Пеоны часто представляют собой частный случай ямба и хорея. Вот пеон на 1-й слог стопы:


Спите, полумертвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взращенные творцом,

Смятые невидевшим тяжелым колесом.

(К.Д. Бальмонт)


А это пеон на 2-й слог стопы:


Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное, —

Свистят они, как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения…

(Р. Рождественский)


Но устрашитесь! Есть четырехсложные размеры, в которых ударных слогов вообще нет или, наоборот, их более одного. Это что-то ужасное. Если вы Маниак Стихосложения — то это для вас.


Рифма и рифмовка


Теперь поговорим немного о рифме и рифмовке. Для простоты у нас по-прежнему хореическое четверостишие. Вспомним еще раз «Нашу Таню»:



Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь —

Крокодил закушал мяч.


Здесь рифмуются строки попарно 1-2-я и 3-4-я. Это СМЕЖНАЯ РИФМОВКА и обозначается схемой aabb. А это ПЕРЕКРËСТНАЯ РИФМОВКА по схеме abab: 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.



Вот КОЛЬЦЕВАЯ РИФМОВКА по схеме abba:


У зеленого кота

Все зеленое: глазищи,

Мех, когтищи и усищи.

Больше нету ни черта.



И ХОЛОСТАЯ РИФМОВКА по схеме abсb, когда 1-й и 3-й стих не рифмуются:


Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Наркоман за травкой

Лезет и пыхтит.


Но бывает, что в четверостишии одинаково рифмованы три строки, а одна без рифмы (aaba):


На недельку, до второго

Я уеду в Комарово

И за ужином, один,

Съем я целую корову.


Что до того, что с чем рифмовать — тема слишком обширная для краткого экскурса, целью коего является эта писанина. Понятно, что окончания строк должны быть как можно более созвучны. Но не совершенно идентичны — рифма типа «ботинки-полуботинки» считается моветоном. Столь же устойчивый моветон — употребление штампов, как-то — кровь-любовь, ширь-Сибирь и т.п. Можно провести целый конкурс на другую рифму к слову Европа, кроме общеизвестной. И оказывается, что рифм к Европе довольно много!

Что можно творить с рифмами и созвучиями — советуем читать Владимира Маяковского, о котором за его стихи говорили: «Дорогая, в наше время не было никакого поэта Маяковского. Был хулиган Маяковский…» А вообще, если вы пишете стихи, неплохо иногда читать их вслух, чтобы узнать, как это звучит. Но только, плиз-з, без пресловутого выражения!


Ниже приведем некоторые виды рифмовки, которые можно назвать стихотворными формами.



ТЕРЦИНА — ряд трехстиший с рифмовкой aba bcb cdc…

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте:


Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.


Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!


Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про все, что видел в этой чаще…



ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой aabba, причем 3-й и 4-й стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1-й, 2-й и 5-й:


Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

(Э. Лир)


Или, скажем:


Если жаба тебя подавила,

Победи ее внутренней силой,

Чтоб никто не узнал,

Никому не сказал —

Будто жаба тебя подавила.

(Ж.-А. Бодав)



ТРИОЛЕТ — восьмистишие с рифмовкой abaa abab, где стихи a и b повторяются как рефрены:


Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье, —

О, юность быстрая моя!

(К. Бальмонт)



МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме — монорифме (aaaa, aa-bb-сс…), редкий в европейской поэзии, но широко распространенный в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, тарджибанд, фард… Пример фарда:


Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

(Саади)


Пример старинного европейского монорима:


Холодеет жар камина,

Смолкли звуки пианино,

Отзвучала каватина…

Где ж иных небес картина,

Белый лебедь Лоэнгрина?



РУБАИ — рифмовка в восточной поэзии по схеме aaba:


В колыбели — младенец, покойник в гробу:

Вот и все, что известно про нашу судьбу.

Выпей чашу до дна и не спрашивай много:

Господин не откроет секрета рабу.

(Омар Хайям)



ПАНТОРИМ — стих, в котором все слова рифмуются между собой:


Опьяняет / смелый / бег,

Овевает / белый / снег,

Режут / шумы / тишину,

Нежат / думы / про весну.

(В. Брюсов)



РИФМОВКА 4+4 («КВАДРАТНАЯ РИФМОВКА») — рифмовка двух четверостиший.

Схема: abcd abcd:


А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий —

Ночью снял на память гром.


Мерзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

(Б. Пастернак)



РИФМОВКА 3+3 («ТРЕУГОЛЬНАЯ РИФМОВКА») — рифмовка двух трехстиший.

Схема: abc abc:


А потом мне снились горы —

В белоснежных одеяньях

Непокорные вершины,


И хрустальные озера

У подножий великаньих,

И пустынные долины…

(В. Невский)



А еще есть БЕЛЫЙ СТИХ — когда строки в стихах не рифмованы (хотя ритм обязателен):


Глупый пингвин чье-то прячет

Тело жирное в утесах…

Только гордый буревестник,

И так далее по тексту.


Да, господа, Горький — это голова.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.



О СЕМИНАРЕ  СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:  Хорей и все азы на его примере  Ямб  Трехсложные размеры:  Дактиль  Амфибрахий  Анапест  Пеоны — четырехсложные размеры 

РИФМА И РИФМОВКА:  Смежная и перекрестная рифмовки  Кольцевая рифмовка  Холостая рифмовка  Терцина  Лимерик  Триолет  Монорим  Рубаи  Панторим  Квадратная рифмовка 4+4  Треугольная рифмовка 3+3  Белый стих 

БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МАТЕРИАЛЫ