Warning: fopen(logs/hits): failed to open stream: Permission denied in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 71

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 72

Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 73

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 74

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 75

Warning: fopen(logs/fstat): failed to open stream: Permission denied in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 174

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 175

Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 176

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 177

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 178
РИ-Кон 2008

Библиотека, РИ-Кон-2006
На основную страницу семинара

Разные сведения по стихосложению


Использованы материалы сайта Портал «Русские рифмы». Эти материалы не будут использованы в семинаре, они опубликованы просто для ознакомления, кому это будет интересно. Названия крупных разделов набраны БОЛЬШИМИ КРАСНЫМИ буквами.


НЕКОТОРЫЕ ХИТРЫЕ РАЗМЕРЫ:  Пиррихий  Спондей  Трибрахий  Бакхий  Антибакхий  Амфимакр  Тримакр  Гиперпиррихий  Ионик восходящий  Ионик нисходящий  Хориямб  Ямбохорей  Эпитриты  Пентон  Логаэд  Брахиколон 

ВИДЫ СТИХА:  Вольный стих (вольный ямб)  Буриме  Шарада  Акростих  Телестих  Тавтограмма  Рифмоид  Центон  Ропалик  Алкеев стих  Алкманов стих  Гекзаметр  Пентаметр  Александрийский стих  Верлибр  Бесконечный стих  Гетерограмма  Фигурный стих 

ВИДЫ СТРОФ:  Двустишие  Трехстишие  Четверостишие  Пятистишие  Шестистишие  Семистишие  Восьмистишие  Девятистишие  Десятистишие  Одическая строфа  Онегинская строфа  Балладная строфа  Сонет  Рондо  Сицилиана  Сапфическая строфа  Алкеева строфа  Алкманова строфа  Королевская строфа  Спенсерова строфа  Астрофизм 

РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЕЩИ:  Аллитерация  Ассонанс  Айрен  Метрическое (античное) стихосложение  Силлабическое стихосложение  Тоническое стихосложение  Силлабо-тоническое стихосложение  Аккадский стих  Акцентный стих  Арт Майор  Аруз  Баллада  Банальная рифма  Бедная рифма  Богатая рифма  Бейт  Былинный стих 

Некоторые хитрые размеры



ПИРРИХИЙ — стопа из двух безударных слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.


Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(А.С. Пушкин)



CПОНДЕЙ — стопа ямба или хорея с ударением на слабом слоге (который, по идее, должен быть безударным). Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.


Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)



ТРИБРАХИЙ — стихотворный размер из трех безударных слогов. Использовался в античном стихосложении, подобно пиррихию, как пропуск ударения в дактиле, амфибрахии или анапесте.

Схема: — — —.



БАКХИЙ — античный трехсложный размер из одного краткого и двух долгих слогов. Долгий слог мог также разлагаться на два кратких. Бакхий чаще всего употреблялся в гимнах Бахусу, т.е. Вакху (отчего и получил свое название) и особенно был любим римскими комиками. В современном стихосложении это примерно соответствует размеру, где 1-й слог безударный, а 2-й и 3-й ударные.

Схема: — V V.



АНТИБАКХИЙ — античный трехсложный размер из двух долгих и одного краткого слогов (1-й и 2-й слоги ударные, 3-й безударный).

Схема: V V —.



АМФИМАКР (КРЕТИК) — античный трехсложный размер с ударными 1-м и 3-м слогами.

Схема: V — V.



ТРИМАКР (МОЛОСС) — античный трехсложный размер, в котором все слоги ударные.

Схема: V V V.



ГИПЕРПИРРИХИЙ — античный четырехсложный размер, в котором все слоги безударные. Как это может происходить, сия тайна велика, но древние греки еще и не то умели.

Схема: — — — —.



ИОНИК ВОСХОДЯЩИЙ — античный четырехсложный размер, в котором 1-й и 2-й слоги безударные, а 3-й и 4-й ударные.

Схема: — — V V.



ИОНИК НИСХОДЯЩИЙ — зеркальное отражение восходящего ионика: 1-й и 2-й слоги ударные, а 3-й и 4-й безударные.

Схема: — — V V.



ХОРИЯМБ — античный четырехсложный размер, в котором 1-й и 4-й слоги безударные, а 2-й и 3-й ударные. Он как бы состоит из последовательных стоп хорея и ямба.

Схема: V — — V.



ЯМБОХОРЕЙ — античный четырехсложный размер, в котором, наоборот, ударными являются 2-й и 3-й слоги, а 1-й и 4-й безударные (как будто сначала стопа ямба, а за ней стопа хорея).

Схема: — V V —.



ЭПИТРИТЫ — античные четырехсложные размеры с тремя ударными слогами. Черт его знает, как это может быть! однако вот было. Причем эпитритов, как и пеонов, существует четыре, и они называются по тому, который соответствующий слог у них безударный (в отличие от пеонов):


1-й эпитрит: — V V V.

2-й эпитрит: V — V V.

3-й эпитрит: V V — V.

4-й эпитрит: V V V —.


Ещ╦ нам рассказывали совсем сумасшедшие древние греки, под очень большим секретом, что у них есть самый страшный стихотворный размер, в котором все четыре слога ударные. Но пока что, как ни старались, проверить эту информацию мы не смогли. Так что оставим это на совести древних греков.



ПЕНТОН — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Схема: — — V — —.


Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

Ты не пой, косарь,

Про широку степь!

(А.В. Кольцов)



ЛОГАЭД — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма античной песенной лирики, а также хоровых партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.


Будем жить и любить, моя подруга,

Воркотню стариков ожесточенных

Будем в ломанных грош с тобою ставить…

(Гай Катулла)


Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба:


Губы мои приближаются

К твоим губам,

Таинства снова свершаются,

И мир как храм.

(В.Я. Брюсов)



БРАХИКОЛОН — жанр экспериментальной поэзии: односложный размер, в котором все слоги ударные.


Бей

Тех,

Чей

Смех,

Вей,

Рей

Сей

Снег!

(Н.Н. Асеев)


Дол

Сед

Шел

Дед.

След

Вел —

Брел

Вслед

Вдруг

Лук

Ввысь:

Трах!

Рысь

В прах.

(И.Л. Сельвинский)


Виды стиха


Видов стиха существует страшно много, в том числе и куча так называемызх экспериментальных стихов. Но это уже сложности, а у нас стихосложение быстрое, т.е. оно должно быть довольно простым. Поэтому здесь мы скажем лишь о некоторых, наиболее простых видах стиха.



ВОЛЬНЫЙ СТИХ (ВОЛЬНЫЙ ЯМБ) — свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи:


Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась…

( И.А. Крылов)



БУРИМЕ (от франц. bouts rimes — «зарифмованные концы») — сочинение стихов на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. Форма буриме зародилась во Франции в первой половине XVII века. Новая стихотворная игра вошла в моду и в XVII-XVIII вв. была довольно популярным салонным развлечением. Известно также, что А. Дюма в XIX веке был огранизатором конкурса на лучшее буриме и опубликовал книгу лучших стихотворений.

В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать свое владение словом. По этой причине жанр буриме особо популярен среди артистов разговорного жанра и конферанса. Вот показательный пример от Юрия Горного, которому было предложено 4 пары рифм и который мгновенно (!) выдал замечательный экспромт:


Заданные рифмы: воздух-отдых, игра-топора, недуг-досуг, земля-рубля.


Избу не возвести без друга-топора,

И труд иной порою просто отдых,

Работа — радость мне: веселая игра,

Когда в лицо — удачи свежий воздух.

Болезни я отверг, мне незнаком недуг.

Не трачу на лекарства ни рубля.

Дорогой под ноги мне стелется земля:

Природа для меня — лекарство и досуг.



ШАРАДА (от франц. charade — беседа, болтовня) — стихотворение-загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово:


Начало слова — зверь морской,

В лесу растет конец шарады,

Отгадку в швейной мастерской

Сошьет портной вам, если надо.

(кит + ель = китель)



АКРОСТИХ — стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведет свое начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья:


Сложнейшее из построений,

Творенье буйного ума,

Искусство слов и их сплетений,

Хроническая, до изнеможений,

Основа трудного письма.

Скупая исповедь поэта,

Летящих в неизвестность фраз;

Осипшая от всех запретов,

Жизнь без притворства и прикрас.

Едва слышна тугому уху,

Незримая полуслепцу.

Инакомыслие для слуха,

Елей лишь сердцу и Творцу.

(И. Блуменфельд)


Прозаики от рифмы далеки,

От четкого размера, тайны света,

Эфирного дыхания строки —

Того, что позволяет стать поэтом.

(Семен Цванг)



ТЕЛЕСТИХ — стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.


Произнося чудесный чистый звуК,

Вишу на колокольне. ВысокО!

Неоднократно сам звенеть хотеЛ,

Разлиться песней сердца далекО,

Но мой язык во власти чьих-то руК.

Вздохнул бы я свободно и легкО,

Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.

(И. Чудасов)



ТАВТОГРАММА — стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы:


Петр Петрович пошел погулять.

Поймал попугая — понес продавать.

Просил полтину — получил половину.


Ну, на букву П это просто — слов таких в русском языке много, и даже предлогов (по, про, при, перед, под…). А вы вот на Ж попробуйте!



РИФМОИД — стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не употребляется. Рифмоидами любил писать В.В. Маяковский:


А если я вас когда-нибудь крою

И на вас замахивается перо-рука,

То я, как говорится, добыл это кровью,

Я больше вашего рифмы строгал.

(В.В. Маяковский)



ЦЕНТОН — юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» — отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов А.С. Пушкина:


Я помню чудное мгновенье —

Три девицы под окном.

Зима!.. крестьянин торжествуя,

Все ходит по цепи кругом,

Гонимый вешними лучами.

Уж солнце меркнет за горами…

Беги, сокройся от очей!

И сердцу будет веселей.


Во глубине сибирских руд

Горит восток зарею новой.

Не пой, красавица, при мне,

Подруга дней моих суровых.

Прощай, свободная стихия,

Гусей крикливых караван…

Мороз и солнце! День чудесный!

Храни меня, мой талисман!



РОПАЛИК (греч. ropalicos — палица, дубина) — стихотворение c постепенным наращиванием количества слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот прием на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения Из наиболее известных — «Молитва» Авсония (IV в. н.э.):


Бог Отец, податель бессмертного существованья,

Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий…


В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже, в каждой строке первое слово — односложное, второе — двусложное, третье — трехсложное, четвертое — четырехсложное:


Жизнь — игра желаний мимолетных,

Есть — пора мечтаний безотчетных,

Есть, потом, — свершений горделивых,

Скук, истом, томлений прозорливых…

(В. Брюсов)


В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, — юмористический ропалик «Бдительный пограничник»:


1 Стой!

2 Видишь —

3 Граница.

4 Дальше нельзя,

5 Не положено!

6 Что, снова не спится?

7 Хочешь туда, рожина?

8 Там ведь повсюду — мафия,

9 Кланы и эксплуатация!

10 Будь патриотом — в это болото

11 Не лезь!.. без визы на эмиграцию.



АЛКЕЕВ СТИХ — античный стихотворный размер, 10-сложный стих, состоящий из двух дактилических и двух хореических стоп. Назван в честь поэта Алкея (V в. до н.э.). Алкеев стих также бывает 9- и 11-сложным.



АЛКМАНОВ СТИХ — античный 11-сложный стих, названный в честь изобретшего этот стих греческого поэта Алкмана (VII в. до н.э.). Это усеченный 4-стопный дактиль, в котором допускается замена дактиля спондеем, имеющим одинаковое с дактилем количество долей.



ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.


Примеры схем («//» — словораздел):

V — — V — — V // — — V — — V — — V —

V — — V — — V — // — V — V — — V —


В русскую поэзию гекзаметр ввел В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А.Дельвиг.


Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

(Гомер, «Илиада», пер. Н. Гнедич)



ПЕНТАМЕТР — вспомогательный метр античного стихосложения (и подражания античности); составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр:


Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой.

(А.С. Пушкин)


Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.

Схема: V — — V — — V // V — — V — — V. В чистом виде пентаметр не употреблялся.


АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой (паузой) после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.


Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

(К.Ф. Рылеев)


ВЕРЛИБР — нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.


Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

(А.А. Блок)


Я люблю многое, близкое сердцу,

Только редко люблю я…

Чаще всего мне приятно скользить по заливу, —

Так, — забываясь

Под звучную меру весла,

Омоченного пеной шипучей, —

Да смотреть, много ль отъехал

И много ль осталось,

Да не видать ли зарницы…

(А.А. Фет)


Напрашивается вопрос — а чем это не проза? Но именно отличие верлибра от прозаического текста — это внутренние паузы в конце каждой строки, предполагаемые автором, и само разбиение при этом на строки. Отсутствие таких пауз приводит уже к совсем прозаическому тексту. Поэтому можно сказать, что верлибр — это как бы переходный вид литературного творчества между поэзией и прозой.

Самое дальнее от стихов, почти проза, но еще обладающее какими-то чертами поэзии — стихотворение в прозе. Это небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты — мелодичность и напевность.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И. С. Тургенев)


БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ — стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих: «У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:


…Сидел на ветке

Как-то глупый попугай.

И взлетая очень редко,

Он смеялся с птичьих стай:

«Будет дымка голубая,

Красивее облака,

Вот тогда и полетаю

Выше всех, наверняка!»

И решил он вниз спуститься,

Сэкономить больше сил.

Только ж надо так случиться:

Он в силки и угодил.

И теперь в красивой клетке

Все твердит: …



ГЕТЕРОГРАММА — игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков — большевиков, не бомжи вы — небом живы, теперь я — те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм — редкое, но весьма интересное явление в поэзии.


Азам учили,

А замучили.

Пока лечили —

Покалечили.

(С. Федин)


Что вы простонете?

Что вы просто не те?


Разведу руками — мир стоит.

Разве дураками мир стоит?

(Д. Авалиани)



ФИГУРНЫЙ СТИХ — стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет — звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского — древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделен вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы еще на заре русской поэзии — в XVII веке, когда стихотворная «алхимия» была в большой моде. В XVIII веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем интерес к фигурным стихам проявляют символисты (Брюсов) и модернисты (Кирсанов, Вознесенский). В целом, фигурные стихи — не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение (в виде треугольников) Апухтина:


Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак… ни хаты, ни куста…
Cпит сердце; скованы цепями
И — разум, и — уста
И даль пред нами
Пуста.

И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звезд горит так много,
Так бурно льется кровь…
Мечты, тревога,
Любовь!

О, где же те мечты? Где радости печали,
Cветившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.

(А. Апухтин)


Виды строф


СТРОФА — группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: cтоп, размера, рифмовки, количества стихов и т.д.



ДВУСТИШИЕ (ДИСТИХ) — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга:


Дано мне тело — что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?


За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

(О. Мандельштам)


Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки:


В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Р. Гамзатов)



ТРËХСТИШИЕ (ТЕРЦЕТ) — простая строфа из трех стихов. Один из видов трехстишия — терцина с рифмой aba:


В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моем воспоминанье.

(А.С. Пушкин)


Но трехстишие может быть и с другим типом рифмовки, например, аab:


Во лесу густом, дремучем

Дуб огромный, дуб могучий

Рос уже тысячелетье.



ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (КАТРЕН) — простая строфа из 4-х стихов, самая употребительная в европейской поэзии:


Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(И.А. Крылов)



ПЯТИСТИШИЕ (КВИНТЕТ) — строфа из пяти стихов:


Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)



ШЕСТИСТИШИЕ — строфа из шести стихов:


Мороз и солнце — день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись!

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу пламенной Авроры

Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин)


Шестистишие с рифмовкой ababab — СЕКСТИНА:


Опять звучит в моей душе унылой

Знакомый голосок, и девственная тень

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встает, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.

(Л.А. Мей)



СЕМИСТИШИЕ (СЕПТИМА) — сложная строфа из семи стихов:


— Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Hедаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)



ВОСЬМИСТИШИЕ (ОКТАВА) — строфа из восьми стихов:


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)



ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) — сложная строфа из девяти стихов:


Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне…

(М.Ю. Лермонтов)



ДЕСЯТИСТИШИЕ (ДЕЦИМА) — сложная строфа из десяти стихов:


О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

(М.В. Ломоносов)



ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА — десятистишие с рифмовкой abab cc deed. Одической строфой пишутся торжественные оды:


Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой голос возбуждает,

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г. Державин)



ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg, созданное А.С. Пушкиным («Евгений Онегин»):


Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)



БАЛЛАДНАЯ СТРОФА — строфа, в которой, как правило, четные стихи состоят из меньшего количества стоп, чем нечетные:


Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава — нас учили — дым;

Свет — судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей —

Вера в провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье».

(В.А. Жуковский)



СОНЕТ — стихотворение твердой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов». Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3»:


Когда, как солнца луч, внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сиянье радостном небесной красоты.


Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.


Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,


По правому пути, где нет людских страстей

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!

(Ф. Петрарка)


Английский сонет строится по схеме «4+4+4+2»:


Сравню ли я тебя с весенним днем?

Спокойней ты, нежнее и милее.

Но ветром майский цвет на смерть влеком

И лето наше мига не длиннее.


Небесный глаз то блещет без стыда,

То скромно укрывается за тучей;

Прекрасное уходит навсегда,

Как рассудил ему природы случай.


Но твой не завершится ясный день,

Ему не страшны никакие сроки;

Ты в смертную не удалишься тень,

В бессмертные мои отлитый строки.


Пока дышать и видеть нам дано,

Живет мой стих — и ты с ним заодно.

(В. Шекспир)



РОНДО — стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba abbc aabbac (c — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо:


В начале лета, юностью одета,

Земля не ждет весеннего привета,

Не бережет погожих, теплых дней,

Но, расточительная, все пышней

Она цветет, лобзанием согрета.


И ей не страшно, что далеко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что недаром плакал соловей

В начале лета.


Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета.

(М.А.Кузмин)



СИЦИЛИАНА — восьмистишие с рифмовкой abababab.



САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА — строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретенная греческой поэтессой Сапфо в VII-VI вв. до н.э.. Графическая схема строфы:


V — V — V — — V — V —

V — V — V — — V — V —

V — V — V — — V — V —

V — — V — —


Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении:


Ночь была прохладная, светло в небе

Звезды блещут, тихо источник льется,

Ветры нежно веют, шумят листами

Тополы белы.

(А.Н. Радищев)



АЛКЕЕВА СТРОФА — античная четырехстишная строфа, изобретенная Алкеем (современником Сапфо, V в. до н.э.), состоит из стихов трех видов: два алкеевых 11-сложника, алкеев 9-сложник и алкеев 10╜сложник:


Да не поддастся слабости круг борцов!

Друзья, грядет к нам буря великая.

О вспомните борьбу былую,

Каждый пусть ныне стяжает славу.


Не посрамим же трусостью предков прах,

В земле под ногами здесь упокоенных:

Они воздвигли этот город

На благоденствие нам, потомкам.

(«Новый вал», 3 и 4 строфа, переводчик Я. Голосовкер)



АЛКМАНОВА СТРОФА — античная двустишная строфа, в которой первый стих является гекзаметром, а второй — алкмановым стихом. Алкманова строфа и стих названы именем их создателя поэта Алкмана, VII в. до н.э.



КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки abbaabb.



СПЕНСЕРОВА СТРОФА — девятистишная строфа с рифмовкой ababbcdc, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).



АСТРОФИЗМ — к астрофизике не имеет отношения. Это стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и дает поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях:


Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица!


Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(К. Чуковский)



Разные интересные вещи



АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность:


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

чуждый чарам черный челн…

(К. Бальмонт)



АССОНАНС (франц. assonance — созвучие или откликаюсь) — повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков:


О весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

(А. Блок)



АЙРЕН — жанр армянской любовной, иногда дидактической песни: это одно четверостишие, четыре стиха по 15 слогов. Стих делится на два полустишия из 7-8 слогов с ударением в первом полустихе на 2-м, 5-м, 7-м слогах, во втором полустихе на 3-м, 5-м и 8-м слогах. Айрен возник в армянской средневековой поэзии:


Выбери четверостишье, что на ум тебе придет,

Говори про наше время, про людей, про жизни ход.

Только не хули без смысла бездомовников-сирот,

Полагая, что скитальцы необидчивый народ.

(Напет Кучак, армянский поэт ХIII-ХIV вв.)


Правда, в этом примере ударения не соблюдаются точно так, как сказано. Но, возможно, это не удалось в русском переводе — ведь точно совпадать они должны в армянском языке.



МЕТРИЧЕСКОЕ (АНТИЧНОЕ) СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе (гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и краткости). Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно, стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала.

Античная система стихосложения сформировалась в I тысячелетии до н.э. и оказала огромное влияние на последующее развитие стихотворной культуры всех европейских народов и, в частности, на европейское силлабо-тоническое стихосложение. Традиции античного стихосложения распространились в Древнем Риме, а затем, через посредничество христианской церкви — в Византии и дальше — на все страны Европы. Латинская версификация закрепилась в странах католического вероисповедания, а византийская — у православных славян, в том числе на Руси.



СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe — слог) — система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины XVII века до 30-х годов XVIII века; основные размеры — 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввел самый крупный русский стихотворец второй половины XVII в., приближенный к царскому двору ученый-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат. versus √ стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись так называемые разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит — светит, те-бе — небе… Пример:


Монаху подобает в келий седети,

Во посте молитися, нищету терпети,

Искушения врагов силно побеждати

И похоти плотския труды умерщвляти…


…Не толико миряне чреву работают,

Елико то монаси поят, насыщают.

Постное избравши житие водити,

На то устремишася, дабы ясти, пити…

(Симеон Полоцкий)


Да, вот так миряне чреву не работают, а работают. И все ради созвучности силлабического стиха, бедняги.

Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Все это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского — Ломоносова.



ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos — ударение) — система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» и силлабо-тоническое стихосложение; в первом учитывается только число ударений, во втором — также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.



СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe — слог и tonos — ударение) — разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых — безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.



АККАДСКИЙ СТИХ — древнейший семитский чисто тонический стих: два полустишия по два слова, без аллитераций, но с подчеркнутым параллелизмом (т.е. тождественным или сходным расположением элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ):


Ударю в дверь/ засов разломаю,

Ударю в косяк/ повышибу створки,

Подниму я мертвых,/ живых съедят,

Больше живых/ умножатся, мертвые.


Образно и семантически аккадские стихи сходны со стихами Библии.



АКЦЕНТНЫЙ СТИХ (УДАРНИК) — стих, ритмика которого организуется на более или менее равном количестве ударений по стихотворным строкам; он построен на сочетании ударений, а не слогов. Число слогов же в строке и безударных слогов между ударными произвольно:


Во грАде было во КИеве,

ЖилА-былА молодА вдовА


Акцентный стих — основная форма тонического стихосложения, к нему тяготеют русские былины, исторические песни. В начале ХХ века вновь получил популярность, особенно ярко в творчестве Маяковского.



АРТ МАЙОР — книжный стих испанской поэзии, сменивший моду на александрийский стих в ХIV√ХV вв. Стихи Арт Майор — переменного слогового объема, состоят из двух полустиший, каждое в 6√5√4 слога с произвольным окончанием. В каждом полустишии обычно по два ударения с двусложным интервалом между ними. Обычной для Арт Майор была охватная рифмовка abbaacca — «строфа Большого искусства» и та же строфа, написанная коротким 8-сложником — «строфа Малого искусства». К ХVI веку Арт Майор вышел из употребления. Пример:


Твои прославляю, / Фортуна, деянья,

Как людскому роду / ты шлешь перемены;

Пред твоими бранями / все твердыни бренны,

Твое колесо / множит им терзанья,

Если мы смеем / творить предсказанья.

Былых времен / взяв вести на веру

И времен нынешних / собрав примеры,

С помощью Фебовой / начну вестованье…

(Хуан де Мена, ХV в.)



АРУЗ (АРУД) — учение о правилах арабского стихосложения. В арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной письменной поэзии, метрическая система стихосложения основывается на чередовании долгих и кратких слогов. Аруз насчитывает свыше шестидесяти стихотворных размеров, из них употребительны двенадцать: хаджаз, раджаз, рамал, мутакариб и др. Размер рубаи является народным и под схему аруза подгоняется искусственно.



БАЛЛАДА — первоначально так называли вид провансальской плясовой песни (ballo — танцую). Оторвавшись от танца, баллада стала твердой формой стиха. В своем первоначальном виде она предполагала ситуацию поэтического турнира.

Обычно баллада ХIV-ХV вв. состояла из трех строф (по 8 стихов) одинаковой рифмовки и так называемой «посылки», укороченной строфы — традиционного обращения к «принцу» — судье поэтического состязания.

Баллада имела также ряд формальных строчных признаков (трехстрочная концовка, обращение, особая рифма и т. д.). Каждая строфа и посылка завершались одной и той же строкой-рефреном. Баллада из 10-сложных десятистиший, удлиненная до пяти строф с посылкой, обычно посвященная более серьезным и высоким темам, называлась «королевская песнь».

В эпоху Ренессанса баллада вышла из моды и затем употреблялась сентименталистами и романтиками лишь в стилизациях. Пример баллады в чистом виде — отрывок из «Большого завещания» Ф. Вийона в переводе В. Брюсова:


Скажите, где, в стране ль теней

Дочь Рима, Флора, перл бесценный?

Архилла где? Таида с ней,

Сестра-подруга незабвенной?

Где Эхо, чей ответ мгновенный

Живил когда-то тихий брег,

С ее красою несравненной?

Увы, где прошлогодний снег!

(ПОСЫЛКА):

О государь! С тоской смиренной

Недель и лет мы встретим бег;

Припев пребудет неизменный:

Увы, где прошлогодний снег!


В ХIХ-ХХ вв. баллада — небольшое лирическое стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычайный случай: «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Людмила» и «Светлана» В.А. Жуковского.



БАНАЛЬНАЯ РИФМА — привычная или примитивная рифма, найти которую не составляет труда: море-горе, кровь-любовь, день√тень, и т.д. Некоторые из этих рифм по своему звучанию относятся к разряду богатых рифм (розы-морозы), но затерты, утратили свою свежесть. А.C. Пушкин показал обратный процесс: когда банальная рифма вдруг утачивает свою скучную избитость, становится уместной и выразительной.

К банальным рифмам относятся глагольные рифмы, пары существительных с окончанием на «-ение» и «-ание», прилагательные на «-ой» и т. п. Еще в ХVII-ХVIII вв. русские поэты избегали банальной рифмы: «Рифмой наглагольной гнушаемся мы» — говорил поэт (князь Ширинский-Шихматов), за что получил от Батюшкова прозвище «Шихматов безглагольный».


Из недр, из устия вертепа

Шипят трижальные змии,

И всем шипения сии

Вещают: здесь гниет Мазепа!

(Шихматов, поэма «Петр Великий», 1810 г.)



БЕДНАЯ РИФМА — простая, безыскусная рифма, в которой звуки совпадают только после ударного гласного: страх-размах. К бедной рифме относятся глагольные рифмы (пить-бить) рифмы-прилагательные (тупой-живой); такие рифмы подталкивают к облегченной рифмовке. Еще в ХVII-ХVIII вв., дабы не впасть в банальность, поэты отказывались от глагольной рифмы. В произведении Стефана Яворского «Стихи на измену Мазепы» (1709 г.), на 88 строк нет ни одной глагольной рифмы.


Пролиял еси зверски кровь премногу,

Яже вопиет гласно на тя к богу.

Божия храмы быша днесь вертепы

От шведского льва и волка Мазепы.



БОГАТАЯ РИФМА — наиболее полное совпадение в рифмующихся словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ-стократ, канала-доконала, а также созвучие согласных:


Человек сказал Днепру:

√ Я стеной тебя запру.

(С.Я. Маршак)



БЕЙТ — основная единица стиха в восточной поэзии, двустишие, состоящее из двух мисра (полустишие) с цезурой (смысловой или интонационной паузой). Бейты могут быть рифмованными или без рифмы, содержат законченную мысль и часто употребляются как самостоятельные произведения. В широком смысле бейты — это стихи.


Воздать бы нам хвалу минувшим временам,

Но времена свои хулить отрадней нам.

(Абу-ль-Аль Маарри)



БЫЛИННЫЙ СТИХ — стих эпических песен русского народа. Основным признаком былинного стиха является тесная связь с напевом. Каждый стих содержит в себе примерно одинаковое число ударений. Свобода в обращении с ударением слов предоставляет певцу былин возможность строить фразу в зависимости от разговорно-речевых сказовых интонаций, что придает былинному стиху живость. Ритм былинной строки во многом зависит от наполняющих ее вставных словечек «а», «и», «ли», «то» и др.:


Говорило-то чадо Вавило:

Я ведь песен петь да не умею,

Я в гудок играть да не горазен.


Или:


А кто чем на пиру да похваляется:

А иной фастае как несчотной золотой казной,

А иной фастае да добрым конем,

А иной фастае силой-удачей молодецкою…




ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


НЕКОТОРЫЕ ХИТРЫЕ РАЗМЕРЫ:  Пиррихий  Спондей  Трибрахий  Бакхий  Антибакхий  Амфимакр  Тримакр  Гиперпиррихий  Ионик восходящий  Ионик нисходящий  Хориямб  Ямбохорей  Эпитриты  Пентон  Логаэд  Брахиколон 

ВИДЫ СТИХА:  Вольный стих (вольный ямб)  Буриме  Шарада  Акростих  Телестих  Тавтограмма  Рифмоид  Центон  Ропалик  Алкеев стих  Алкманов стих  Гекзаметр  Пентаметр  Александрийский стих  Верлибр  Бесконечный стих  Гетерограмма  Фигурный стих 

ВИДЫ СТРОФ:  Двустишие  Трехстишие  Четверостишие  Пятистишие  Шестистишие  Семистишие  Восьмистишие  Девятистишие  Десятистишие  Одическая строфа  Онегинская строфа  Балладная строфа  Сонет  Рондо  Сицилиана  Сапфическая строфа  Алкеева строфа  Алкманова строфа  Королевская строфа  Спенсерова строфа  Астрофизм 

РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЕЩИ:  Аллитерация  Ассонанс  Айрен  Метрическое (античное) стихосложение  Силлабическое стихосложение  Тоническое стихосложение  Силлабо-тоническое стихосложение  Аккадский стих  Акцентный стих  Арт Майор  Аруз  Баллада  Банальная рифма  Бедная рифма  Богатая рифма  Бейт  Былинный стих 

На основную страницу семинара