Warning: fopen(logs/hits): failed to open stream: Permission denied in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 71

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 72

Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 73

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 74

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/index.php on line 75

Warning: fopen(logs/fstat): failed to open stream: Permission denied in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 174

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 175

Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 176

Warning: flock() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 177

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /usr/home/rpg/texts/rikon/functions.php on line 178
РИ-Кон 2008

Библиотека, РИ-Кон-2006

Борис Лазеев (Мерлин), г. Новосибирск



Время, РИ-Кон и игры


Размышления о РИ-Коне как конвенте игр будущего


Мы стоим у истоков великой реки…


Кричать о том, что болит — можно, нужно и должно, я сам отдал этому много лет и сил, и это важно для осознания своего места в этом мире и в играх как части этого мира. Подчеркну — этого, нашего, т.е. — никакого эскапизма, даже наоборот. Но внешнего выхода — действительно чуть, да и время уже иное. Есть лишь одно рациональное зерно в форумных откликах на крики — что любые теории необходимо подтвердить многократной практикой (многократность и повторяемость экспериментальных приложений подтверждает применимость теории). На это все хором указывают тому, кто «только говорит, но ничего не делает».


Сию очевидную истину я знал и раньше, еще с 1995 г., а с 98-го и подавно. Но сделать то, что хотелось — полевые игры глубокого вживания, — было почти невозможно по многим причинам и мне оставалось только нарабатывать опыт игрока и мастера, совсем отличный от мэйнстрима — чтобы в один прекрасный день мои теории, годами почти никому не нужные, стали реальностью. А еще игра — это система, а системы таких игр еще не было и ее предстояло нащупать и разработать, понять, какая практика нужна и какой должен быть выход. А для этого время от времени было неизбежно кричать о чем-то непонятном для всех, в надежде по крупицам найти если не соратников или единомышлеников, то хотя бы вразумительных оппонентов для квалифицированного тестирования новых идей и принципов. На это была направлена и моя работа в играх других мастеров в 1993-2001 гг, и мои собственные маленькие игры-эксперименты 2000-02 гг.. Я скорее хотел увидеть и доказать себе самому — да, то, что я хочу, это трудно, очень трудно, но возможно, просто к этому ведет определенный опыт, которого у меня пока нет. Но что те начатки новой системы игр, которые я проверяю — это дао, это йес, это то, что нужно и оно работает.


А потом появился РИ-Кон. Но он появился не вдруг и был плодом не только полутора лет непосредственной его подготовки, а примерно десятилетнего осмысленного пути, начавшегося для меня на семинарах новосибирского «Полигона» 1994 года.. И как раз в 2003-04 гг. — так я понимаю теперь, — произошел первый критический переход, когда количество перешло в новое качество. Затем мы делали следующие РИ-Коны и стремились сделать каждый в чем-то не похожим на предыдущие, а еще развить, укрепить, добавить то, что можно, сохраняя дух и стержень, тот самый «Глобальный Зачем". РИ-Кон-2006 и в первую очередь Саламанка показали, что силы растут и нам становятся по плечу все более трудные и интересные задачи.


Но самое главное — не это, а вот что. Конвенты всегда возникали «по следам», «для подведения итогов», то есть, глобально — после соответствующих игр. Даже их время проведения еще относится к прошедшему игровому сезону, вообще к прошлому. А вот РИ-Кон — это конвент, который был создан до соответствующих игр и этим он кардинально выламывается из общей цепи конвентов. И я сейчас думаю, что это Ж-Ж-Ж (и коммьюнити-ЖЖ тоже) — неспроста, что РИ-Кон появился раньше игр потому, что это — конвент игр будущего.


Самих игр таких еще нет. Пока нет, почти нет, лишь самые робкие шаги — но люди, которые созданы быть мастерами таких игр, эти люди есть и их можно искать среди тех, кто приезжает на РИ-Кон. А сами эти игры — для тех, кто ими растет, для взрослеющих, и среди них будет больше людей старшего возраста, чем в играх мэйнстрима. Об этом я еще в 2001 г. написал статью «Время собирать крапинки». А в 2006-м на форуме сайта «Александр VI» (Тема ветки — «Учиться быть хорошим игроком») я увидел сообщение, где инициатор темы пишет, что прочел «Время…» и эта статья полностью изменила его воззрение на ролевые игры, поэтому он извиняется перед всеми и прекращает ветку. Возможно, время настает и статья «заработала».


РИ-Кон даже проходит в начале мая — а это уже наступающий сезон, это начало, творческий сильный заряд на лето, шаг вперед. Поэтому игры глубокого вживания, с которыми РИ-Кон составляет одно целое — придут, и у них будет один интересный «плюс». Они будут актуальны для тех людей, которые полагают себя взрослыми, и этим людям будет «не заподло» для себя самих там участвовать. Четкое целеполагание, наличие жизненных вопросов, стимулирующих играть, неспешность входа-выхода, естественность течения времени и событий, минимум условностей и максимум реальности — все это привлекает именно взрослых. Эти игры смогут стать востребованными в «нормальном обществе» и их не будут ассоциировать с «дебилами, размахивающими пластиковыми мечами». Им, конечно, могут приписывать всякое «крышеедство», как муссировали это усиленно все прошлые годы, но тут — дело опыта и грамотной подачи сути и материала. Однако и мастерами таких игр смогут быть лишь достаточно взрослые люди, которые будут понимать, какие вопросы задать игроку. А таких людей в играх в первые 15 лет РД было не так много, но их количество естественным образом растет с годами и в один прекрасный год тоже перерастет критическую отметку — и произойдет новый качественный скачок, появятся первые мастера и игры глубокого вживания, а потом их станет и много.


«Мы стоим у истоков… У истоков великой реки.»

Когда мне исполнится 120 лет, я буду рад, что стоял у этих истоков.

Но почему этого не было раньше?


А потому, что это не первый этап развития ролевых игр и не может быть первым. Мастеру такой игры нужно уметь, обретя большой жизненный опыт, сохранить в себе частичку ребенка, жажду волшебного и веру в сказку — и все это совместить в «нормальном взрослом дяде» (или тете), желательно очень успешном в нормальной жизни. Точнее, даже так. В начале развития РД, 1986-91 гг, мы еще не были взрослыми дядями и тетями, к миру игр глубокого вживания только прикоснулись на том студенческо-дилетантском уровне, какой в то время только и был (сейчас это иносказательно и снисходительно именуют «плащами из занавесок», хотя… смотря, знаете, какие занавески…). Но невеликость уровня компенсировалась настоящей, огромной жаждой этой магии и при этом истины, а не «отыгрыша» — в играх, с играми, через игры. Многие испытали вкус того меда, а некоторые его не забыли с годами. А потом многое было забыто и забито — и новым народом, и новыми веяниями, потом в РИ пришел Его Величество Рынок… То, что было сначала, через 10 лет превратилось в крапинки, и это подвигло меня в 2000 г. на проведение «Борьбы за Огонь» (закрыв этот проект в 1997 году, я три года не ощущал себя готовым снова поднять его) и на участие в издании журнала «Крылатый Вестник», а в 2001 году — на написание статьи о крапинках и на участие мастером игры-похода по Горному Алтаю «Святой Грааль», где я был Мерлином. Знаете, тяжело быть волшебником. Но это прекрасно.


А потом… Потом мы собирали крапинки. Мы — потому что после ЗилантКона-2002 нас уже стало семеро. Мы поняли, что играм, могущим это делать — еще не время. Это не увидят, не отследят, это будет слишком долго… Тогда и родилась идея превентивного конвента-заряда, конвента-предтечи тех игр, которые придут позже. И поехало… Игры собирали максимум десяток «крапинок» — РИ-Кон начал с 37, потом дважды собрал под 50. Так как он к 2006 году стал в 1,5 раза дороже — то, что число участников сохранилось, это рост, а не стагнация. И по результатам РИ-Кона-2006 можно прогнозировать, что количество его участников будет расти, ибо мы уже хорошо известны по всей стране и не только там. Был даже курьез — в 2005 г. к нам подал заявку человек из… Южной Америки (он прочел наш сайт, в то время находясь в Боготе, Колумбия), правда, все же не приехал. Но люди из Москвы, Белгорода, Харькова и Владивостока к нам доезжают, а владивостокцы, что радует — неоднократно. Растет мАстерская группа, задействована мастерскАя, развиваются одно за другим разные направления — волшебный город Рикон растет. А потом — вместе с РИ-Коном будет время игр, потому что это должно так быть.



13 сентября 2006 г.    Мерлин