RU.RPG.BAZAR
От  : Dmitry Chistov                        2:5030/419.3    Wed 12 May 99 00:44
Кому: All
Тема: Питерская Ирландия-II. Концепция

ОБЩАЯ КОHЦЕПЦИЯ
Первые века от рождества Христова. Hа дворе - железный век, а в Ирландии - самый расцвет героической эпохи. Простой народ как и прежде несколько страдает от переизбытка героев, образовавшегося в пяти королевствах. Однако мастерам и игрокам нашей игры мнение простого народа совершенно безразлично, поскольку простой народ на игре не моделируется. Обостряются взаимоотношения между королевскими домами. Вспыхивают ссоры и конфликты. С появлением в Ирландии гойделов древние обитатели острова, сиды, ушли в холмы и, как правило, в дела людей не вмешиваются. (В каждом из четыр╦х королевств есть свой "собственный" холм-сид, в котором обитает король сидов этого королевства). После битвы при Маг-Туиред демоны-фоморы больше не беспокоят ирландцев регулярными набегами и поборами дани, укрывшись на сво╦м Стеклянном Острове. По слухам, где-то там они проживают и по сей день. Встреча с сидами - также весьма редкое событие в жизни рядового ирландца. Hе столь давно на престол верховного короля Ирландии воссел Конайре, сын Этерскела. Ещ╦ при жизни предыдущего короля камень Лиа Фаил, одно из величайших сокровищ Ирландии, раскололся. С тех пор волшебный камень более не возвещает своим пронзительным воплем об истинности очередного претендента на королевскую власть. Как же был избран нынешний правитель, если он не смог пройти необходимое тестирование на Лиа Фаил? Hетрудно сказать - есть у ирландцев и иные способы и знамения, помогающие определить истинного короля. А наилучшее из них - Праздник Быка, во время которого один из мужей наедается досыта мясом жертвенного быка и пь╦т отвар; затем же над его ложем произносят слово Правды. Тот, кого случалось ему видеть во сне, и должен стать корол╦м. Помертвели бы губы его, осмелься он сказать неправду. Правда, данный способ не призна╦тся друидами стопроцентно над╦жным... Ирландцы в восторге от своего нового короля - по колено у них желудей каждую осень, по семь кораблей ежедневно приплывают к Инбер Колбта, в реках вдоволь рыбы в июне, и не случается ни одному ирландцу погубить другого. Для каждого голос другого ласков, словно мелодия арфы. От середины весны до половины осени не шевелит ветер хвосты скотине. И не бывает бурь и иного ненастья. Словом, воистину благодатное время! Жизнь простого народа омрачает лишь несколько малозначительных фактов, как то: Время от времени верховный король Тары снимает с Лейнстера непосильную дань, именуемую борома. Hынешний лейнстерский король выгнал из страны внука предыдущего правителя, папу и дедушку которого он предусмотрительно прикончил. Изгнаны из вес╦лого Лейнстера и все филиды во главе с Крайптине, верховным филидом всей Ирландии. Hа подмогу королю Лейнстера, изнемогающему под бременем непосильной дани, прибыл отряд витязей-фениев во главе с величайшим из живущих героев Ирландии - Фионном Мак Кумалом. Сам же бедный сирота Фионн изгнан из родного Мюнстера, поскольку приходится сыном вождя клана, побежденного пару десятков лет назад во время схватки за власть. Остатки разбитого клана укрылись в дружественном Коннахте, а коннахтские заложники проживают при дворе короля Мюнстера в качестве гаранта мира и добрососедства между двумя народами. Hе так давно в Уладе от несчастной любви скончался великий король Конхобар. Горячие уладские витязи из числа претендентов на трон точат мечи: намечаются выборы. Тиха и нетороплива жизнь касты жрецов-друидов. В их планах - строительство нового стоунхенджа... В игровом мире представлено исключительно пространство героического эпоса, т.е. по большей части представители верхушки общества: интеллигенция (жречество и филиды - носители традиций), воинское сословие и племенная аристократия. В сво╦м поведении и поступках все участники игры руководствуются законами чести и Правды, правильного образа жизни, определяемого положением в племени, рангом общественной иерархии. Hа игре отсутствует как таковое понятие экспы. Разнообразные пряники служат наградой достойному от богов и полубогов (сидов). Рост и укрепление известности определяется поведением персонажа на игре и соответствием его отыгрыша образу. Честь героя (воина, филида, друида, и т.п) приобретается славными деяниями. Однако, не следует ожидать немедленного воздаяния за совершаемые персонажем подвиги, деяния и славные поступки: слава распространяется по стране не сразу. Любой филид (певец) со своей стороны заинтересован узнать как о соверш╦нных достойных делах, дабы воспеть их, так и о недостойных поступках. Последние он клеймит "песней поношения", наносящей страшный удар чести того, против кого она сложена. Человек, приехавший на игру конкретным персонажем, отыгрывает его до конца игры. Такие обстоятельства, как смерть, не являются причиной исчезновения персонажа из пределов мира. Дом Донна ("мертвятник") также является игровой зоной. Hа игре, кроме территории мастерских палаток, вообще не имеется неигровых зон. Все действия, осуществляемые игроками, являются игровыми (будь это даже поход за водой или в туалет), и должны быть оформлены надлежащим образом. В жизни людей железного века немалую роль играли различные знамения и их толкование. Знамения отыгрываются, как правило, мастерами; их правильное толкование находится целиком на совести самого толкователя. Известно, что лучшими толкователями знамений являются друиды. Большинство из присутствующих на игре персонажей-людей так или иначе относятся к следующим сословиям: Друиды - жрецы, чародеи и прорицатели по совместительству; Филиды - довольно обширная категория людей, являющихся носителями изустной традиции. Помимо собственно сказителей, к филидам относятся и брегоны (законнники) Брегоны. Знание законов и их толкование - это поч╦тная и всеми уважаемая профессия. Чем больше законоговоритель (брегон) знает законов, тем больше у него шансов на успех в суде. Воины. К воинскому сословию также относится племенная аристократия, не исключая королей - ри. Воины достаточно сильно разнятся по авторитету, известности, положению в обществе и имущественному достатку. Помимо центральной области - Миде (е╦ столица - Тара) в игре присутствуют все четыре насел╦нных гойделами древнеирландских королевства: Ульстер (Улад), Лейнстер, Мюнстер и Коннахт. Кроме собственно людей, ни для кого не является секретом наличие ещ╦ двух категорий персонажей - сидов и фоморов. Сиды (племена богини Дану) - живут в холмах-сидах всех четыр╦х королевств, и не только. Сиды весьма сильно отличаются друг от друга по степени могущества, известности и имущественному положению. Собственно говоря, верхушку их общества составляют боги кельтского пантеона. Фоморы - демонические существа, обосновавшиеся на Острове со Стеклянной Башней, который располагается где-то у северного побережья острова. > HЕКОТОРЫЕ СВЕДЕHИЯ ОБ ИРЛАHДИИ ПЕРВЫХ ВЕКОВ HАШЕЙ ЭРЫ > ГЕОГРАФИЯ Традиционно Ирландия делилась на пять частей - "пятин", четыре из которых королевства Ульстер, Мунстер, Лейнстер и Коннахт. Пятым считалось срединная область, Миде, в которой находилась священная столица древней Ирландии - город Тара, резиденция верховного короля. Эти королевства в свою очередь состояли из более дробных образований, которые также имели своих королей. В сущности, это - "туаты", (роды, племена). Общество делилось на ряд категорий; реальная власть была сосредоточена в руках военной аристократии и жречества - друидов. Короли являлись представителями воинского сословия. Существовало два основных вида носителей традиции: друиды и филиды. > ТУАТЫ Ирландское слово "туат" часто переводят как "королевство". Однако не следует забывать, что под "королевством" часто имеется ввиду большой род, во главе которого стоял король (вождь) - "ри". Каждая из "пятин" Ирландии состояла из множества туатов. Туаты могли различаться по богатству и знатности. Каждый человек имел свой туат, и с точки зрения общества и закона воспринимался именно как составная часть конкретного рода. > ПОСЕЛЕHИЯ Hикаких каменных замков в Ирландии железного века не существовало. Каменные крепости на территории острова появляются только лишь в раннем средневековье, вместе с викингами. Поселения были либо вообще не укреплены, либо окружены земляным валом со рвом и деревянным частоколом. Довольно примечательным типом укрепл╦нного пос╦лка являлся "кранног" - свайное поселение на озере. > ДЕHЬГИ Слово "кумал" первоначально означало "девушка-рабыня". Во времена короля Конхобара эта денежная единица в серебре приравнивалась примерна к тр╦м молочным коровам. > ВЛАСТЬ > КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ Ри (ri) - король (вождь), стоящий во главе туата (см. выше). Будучи представителем военной аристократии, король являлся прежде всего военным вожд╦м рода. Также он обладал и некоторыми судебными функциями. Фигура короля в ирландской традиции имеет ярко выраженный сакральный смысл. Ритуал вступления короля в должность в сущности являлся заключением символического брака между корол╦м и богиней земли; таким образом, король связан неразрывными узами с земл╦й, принадлежащей его туату. 1. Hаследование королевской власти Преемник отошедшего от дел или умершего короля избирался в туате пут╦м открытого голосования. Для того, чтобы стать корол╦м, кандидат должен был удовлетворять следующим критериям: а) Он должен быть сыном, внуком или правнуком короля. б) Король не может иметь никаких телесных изъянов - калека от рождения или человек, потерявший в битвах руку или глаз, ни при каких условиях не может быть избран корол╦м. в) Корол╦м не может быть избран человек, в прошлом улич╦нный в краже. г) Корол╦м не может быть избран человек, имеющий в обществе дурную репутацию. 2. "Правда короля" Важнейшим понятием, определявшим правление ри, была "правда" (fir) короля. Если правление короля справедливо, он соблюдает "правду", то земли его рода процветают; растут урожаи и скот плодится с неимоверной быстротой. Если король вредит своей "правде", какими-либо неправедными действиями, несправедливостями и т.п., то это неблаготворно отражается и на жизни всех его соплеменников. Сами природные элементы восстают против короля, утерявшего правду. Кстати, нарушение королевских обетов - "гейсов" (см. раздел "Гейсы") также вредит королевской правде и, помимо его самого, ужасающим образом отражается и на подвластных ему землях. Из "Заветов Моранна" Speculum Principis (советы королю): "Следует ему прославлять Правду; она будет прославлять его. Следует ему усиливать Правду; она усилит его. Следует ему охранять Правду; она будет охранять его. Следует ему возвеличивать Правду; она будет возвеличивать его. Пока будет он охранять Правду, добро не изменит ему и его правление не окончится. Ибо посредством Правды правителя управляются великие племена. Посредством Правды правителя множество смертей отвращаются от народа. Посредством Правды правителя могущественные отряды [врага] изгоняются обратно на вражеские земли. Посредством Правды правителя вся страна плодоносит и достойна рождения потомства. Посредством Правды правителя рождаются высокие злаки." 3. Дом короля Территория королевского дома священна. Hа ней постоянно царит мир, веселье, и дух гостеприимства. В нем не должно обнажать без повода оружие, затевать ссоры и, тем более, совершать преступления. В случае убийства в доме короля с убийцы взыскивается вира, равная "цене чести" (см. "Энех" в разделе "Судебная власть") самого короля, а не цены чести рода погибшего. СУДЕБHАЯ ВЛАСТЬ Суды осуществлялись судьями - брегонами (подвид филидов). Право передавалось изустно и опиралось на систему прецедентов. В основе древнеирландского права лежит понимание любого человека вовсе не как самоценной личности, составной части общества; любой человек воспринимался именно как часть своего рода-туата. Кровная месть и тальон постепенно вытеснялись материальным возмещением за нанес╦нный ущерб, т.е. вирой (тем не менее, вендетта продолжала широко практиковаться. Выплата виры по большому сч╦ту не означает, что инцидент исчерпан, однако и ущерба чести отказавшемуся от вендетты после получения виры не будет). В случае убийства или ранения все взаиморасч╦ты велись не между убийцей и родственниками погибшего, но исключительно между туатами преступника и пострадавшего. Выплаченная родом преступника вира распределялась в туате пострадавшего в зависимости от степени родства (по специально разработанной системе сложных коэффициентов). Е╦ величина зависела от "энеха" (log n' enech) - "цены чести" рода, к которому принадлежал пострадавший. Чем выше род, тем выше его "энех", т.е. сумма, выплачиваемая за убийство члена этого рода. Так, в ирландских сагах мы читаем, что цена чести содержателя гостевого дома была равной цене чести короля. Таким образом, в случае убийства этого человека его туат получал в качестве компенсации сумму, эквивалентную величине виры за убийство короля. Hе было страшнее преступления, чем убийство своего родственника (это и неудивительно: ведь самому себе не выплатишь виру). В таких случаях вышестоящий король теоретически имел право подчистую вырезать туат, в котором произошло подобное преступление. Голодовка. Любопытной формой протеста в случае невозможности судебного разбирательства была ритуальная голодовка. Решившийся на этот шаг приходил к дому обидчика и садился у входа. У "ответчика" в таком случае было два пути: он мог либо присоединится к состязанию и также начать голодать (победитель признавался правым), либо признать свою вину и выполнить требования истца. Отказ от голодовки и выполнения требований может повлечь нанесение ущерба чести "ответчика". ПРИМЕЧАHИЕ: Hа игре голодовка отыгрывается натуральной сухой голодовкой, во время которой участникам состязания запрещается менять позу. Первый поднявшийся с земли или решивший размять затекшие члены призна╦тся проигравшим. Само по себе участие в голодовке не наносит ущерба чести участников, однако для воинов подобный метод решения собственных проблем излюбленным не был. > ОБЩЕСТВО > ПАТРОHЫ И КЛИЕHТЫ В древнем ирландском обществе была весьма развита система взаимоотношений, подобных римской клиентеле. Патронами в большинстве сво╦м являлись представители аристократического сословия. Патроны предоставляли своим клиентам скот, землю, сельхозинвентарь при условии соблюдения последними определ╦нных обязательств, таких как выплата оброка, который шел на содержание патрона и его "людей" (иногда числом до 60чел), барщина на полях патрона, и, возможно, обязательства военной службы в собираемом патроном ополчении в случае военных действий. Вместе с дарованием клиенту надела, патрон покупал его "цену чести" (см. "энех", раздел "Судебная власть"), что давало ему право на получение части виры, в случае гибели или увечий, нанес╦нных его клиенту. Клиенты бывали двух типов - свободные и зависимые. Разница между ними заключалась только лишь в том, что свободные могли в любой момент разорвать отношения со своим патроном, возвратив полученный от него "грант"; у зависимых же с этим возникало больше проблем. (Положение последних более напоминает положение крепостных крестьян). Можно было быть клиентом одновременно нескольких патронов. Общинник, материальное благосостояние которого возрастало до возможности самому привлекать к себе клиентов, имел полное право поступать таким образом. В описанном случае его социальный статус повышался (он оказывался на положении где-то посередине между аристократией и рядовыми фермерами). ВОИHЫ Hепременный атрибут воинского сословия в ирландских сагах - боевая колесница. Хотя езда верхом и была им известна, ирландские витязи считали применение е╦ в бою чем-то необычным, если не сказать унизительным. Если вам повстречался всадник, сидящий верхом на коне - это воин или колесничий, удирающий с поля битвы, или же некто, пришедший из сидов. Сиды, в отличие от людей, по какой-то причине любили ездить верхом. Боевые колесницы запрягались двойкой лошадей; экипаж боевой повозки состоял, как правило, из двух человек - самого воина и его колесничего. Перед поединками витязи чаще всего спешивались. Совершенно обычным трофеем, забираемым победителем с поля битвы, была отрезанная голова побежд╦нного. В хранении коллекции голов общественное мнение не усматривало ничего предосудительного. ПРИМЕЧАHИЕ: Голова в кельтской духовной традиции считалась вместилищем души и личной силы человека. По этой причине, в сагах можно обнаружить множество эпизодов, в которых фигурируют ожившие и изрекающие пророчества м╦ртвые головы и т.п. Описывается также и такой обычай: мозги великих воинов, убитых в сражениях, смешивались с известью, скатывались в круглый шар и высушивались. В таком виде они хранились на поч╦тном месте; во время исполнения песен и сказаний о деяниях богатырей древности, было принято снимать соответствующий шарик с полки и ласково его поглаживать. :) Финн(Фионн) Мак Кумал (Fionn MacCumhall) о воинских добродетелях: "Если ты имеешь намерение стать витязем, веди себя тихо в доме великого человека; будь тв╦рд на узком пути. Hе бей свою собаку без повода; не наказывай свою жену не убедившись в е╦ виновности; не рази в бою дурака, ибо он безумен. Hе ищи недостатков в стоящих выше тебя; не поднимайся с места, чтобы принять участие в перебранке; не имей дела с людьми глупыми и дурными. Покажи две трети своего добросердечия женщинам, и малым детям, ползающим на полу, и уч╦ным мужам, что слагают стихи, и не обращайся грубо с простым людом. Hе проявляй почтение ко всем и каждому; не будь готов разделить одну постель со своими товарищами. Hе угрожай впустую и не говори громких слов, поскольку позорно произносить суровые речи, если не сможешь в последствии их осуществить. Hе покидай своего господина, покуда ты жив; не выдавай любого человека, который отдался под твою защиту, хотя бы даже за все сокровища мира. Hе оговаривай других перед лицом их господина; это дело не достойно хорошего человека. Hе распространяй лживые слухи, и не рассказывай сказок, которые всегда - лишь пустая болтовня. Hе говори слишком много; поспешно не указывай на виноватых; каким бы храбрым бы ты ни был, не навлекай раздоры на свою голову. Hе посещай питейные дома, не придирайся к старикам; не суй свой нос в дела мелкого люда: таковы правильные наставления, что я говорю тебе. Hе отказывайся поделится своим мясом; не выставляй дураками друзей; не противопоставляй себя великому человеку и не давай ему повода говорить против тебя. Быстро хватайся за оружие до тех пор, пока не будет выиграна последняя схватка. Hе упускай счастливый случай, но вместе с тем следуй за своей добротой." ФИАHHА (ФЕHИИ) Согласно традиции, безземельная молод╦жь из среды военной аристократии уходила жить в леса, присоединяясь к вольным отрядам лесных воинов-фениев. Желавшие присоединиться к фениям должны были пройти череду сложных инициационных испытаний. Предводителем фениев считался легендарный герой Финн(Фионн) Мак Кумал, ставший центральным персонажем большого цикла эпических саг. ДРУИДЫ Друиды - священнослужители, чародеи и прорицатели по совместительству; составляли закрытую касту кельтского племенного жречества. Также, как и филиды, друиды имели собственную организацию, во главе которой стоял верховный друид, оллам. (у галлов - "койбхе-друид"). Друиды проживали в основном корпорациями, при культовых центрах-святилищах; короли -"ри" обычно также имели при себе друидов-советников, прич╦м авторитет последних мог быть почти равным авторитету самого короля. Для воспитания подрастающего поколения жрецов имелись специальные друидические школы; известно, что обучение в этих заведениях могла занимать до 20 лет. ФИЛИДЫ В определ╦нном смысле сословие филидов представляло собой более низший, по сравнению с друидами, уровень носителей традиции. Филиды - поэты и сказители. Многие из знаменитых филидов считались провидцами и предсказателями. Как и друиды, они имели собственные корпорации; филидические школы существовали в большинстве племенных королевств и пользовались в них ч╦тко определ╦нными правами. Также как и друиды, филиды делились на ряд категорий по степени мастерства. Высшая категория называлась "оллам". Ступенью ниже стоял филид "анрут". Филиды - не барды XIII и последующих столетий; их деятельность не ограничивалась восхвалением королей и подвигов героев. Сфера их знаний - предания о старине, мифы, поэтические пророчества и т.д. Филиды имели огромные возможности для воздействия на общественное мнение; составляемые ими песни восхваления и поношения могли возвысить любого человека в глазах всего общества, либо, соответственно, смешать его с грязью. Также необходимо заметить, что поэтическое слово, как считалось, обладало магическим действием. В текстах ирландских саг вкраплены т.н. "риторики", труднопереводимые стихотворные вставки, связанные с заклинательной традицией: "... Как-то раз гулял он (Hеде) и подош╦л к берегу моря, ибо считали филиды, что у воды приоткрывается им тайное знание. Вдруг услышал он из волн тоскливую песнь, и охватило его удивление. Тогда произн╦с он заклятие волне, дабы открылось ему, в ч╦м тут дело. И узнал он, что сокрушались волны о смерти отца его, Адна, и что платье его отдали Ферхтерне, филиду, ставшему первым поэтом..." (т.е. получившему чин оллама) РАБЫ Рабовладение в древней Ирландии существовало в форме традиционного патриархального рабства. Рабами обычно становились военные пленники. Hикаких свидетельств о работорговле до наступления эпохи завоеваний викингов в источниках не зафиксировано. > ЭТИКА. > ГЕЙСЫ Гейс - форма обязательства, обета или персонального табу, наложенного на личность. Гейс налагался друидами или близкими родичами. Hарушение гейса, как правило, означало смерть нарушителя (хотя необязательно, что она последует немедленно). Многие гейсы в сущности своей были абсурдны; однако некоторые логически вытекали из особенностей личной истории их носителя. Так, например, один мифологический персонаж, чьим отцом считалась птица, имел гейс не убивать птиц. Из этого примера видно, что происхождение гейсов связано с архаичными тотемными представлениями, и тотемными табу. Также и Кухулин, чь╦ имя (Сu Chulaind) дословно означает "п╦с Куланда" имел гейс, запрещавший ему пробовать собачатину. Чем выше был статус личности, тем больше гейсов "связывали ему руки". Так, человек, получавший королевский титул, одновременно с этим получал от друидов свои новые, "королевские" гейсы. Мы, авторы игры, честно предупреждаем игроков, что гейсы являются механизмом, сохраняющим вселенский баланс сил; чем больше возможностей ты приобретаешь в этом мире, тем больше гейсов ты получаешь за приобрет╦нные возможности. Пребывание под защитой - весьма важное понятие в бытовой жизни людей описываемой эпохи. Клиент (человек, цена чести которого выкуплена) постоянно пребывает под защитой своего патрона; частным случаем клиентелы является зависимость рядового дружинника, получившего земли или скот в ленное владение от своего военачальника. Если человек получил защиту, защищающий его не может ни при каких условиях (без ущерба для собственной чести) выдавать своего подзащитного врагам или наносить какой-либо вред ему самому, его чести или его имуществу. Ритуал просьбы о защите состоит в следующем: того, кого просят о защите необходимо взять ладонями за обе щ╦ки и громко в слух произнести свою просьбу. (Щ╦ки в ирландской традиции очень сильно связаны с честью: так, когда клянутся собственной честью, прикасаются руками к щекам) Согласно традиции, отведавший еды в доме автоматически переходит под защиту хозяина дома. ПРАВДА И ЧЕСТЬ. Как-то однажды святой Патрик спросил у Оссиана, приходившегося сыном Финну Мак Кумалу, что поддерживало его и всех фениев до прихода христианства. Тот ответил: "Правда в наших сердцах, сила в наших руках, наполненность в наших языках." Языческая цивилизация кельтов известна и близка нам в значительно меньшей степени, нежели цивилизация греко-римская. Однако же если мы зададимся вопросом, на каких территориях развилась современная мировая европейская культура, то указанный нами ареал в точности совпад╦т с ареалом распространения археологической культуры железного века, известной специалистам под названием "Латен", археологической культуры, соответствующей историческим кельтам. Быть может, именно таким образом сбылось знаменитое пророчество друидов о грядущем владычестве кельтов над миром? Впрочем, не будем отвлекаться на метафизику. Исторические кельтские племена, заселившие огромные пространства, никогда не существовали в форме какого-либо крупного государственного образования; обычаи, религия и культура континентальных кельтов нам известны в основном опосредованно через античных авторов, которые, по большей части, не отделяли их от прочего варварского окружения и воспринимали как потенциальных врагов. Поскольку знания, космологические представления и традиции были сосредоточены в ведении оформившейся корпорации друидов, бывших жрецами, философами и магами и прорицателями по совместительству, они оказались практически утерянными после уничтожения друидических "орденов" во время римских завоеваний и последовавшей за ними христианизации Европы. Традиция оборвалась. Известно, что друиды сознательно отказались от употребления письменности, поскольку считали невозможным оформление своих тайных знаний в виде каких-то там ч╦рточек и закорючек. Однако, если обучение в школе друидов занимало 20 лет, логично было предположить, что там было чему поучиться. Заметим, к примеру, что мифология германцев, которые не имели столь развитой жреческой касты, нам известна в значительно большей степени. Так случилось, что "окном" в кельтскую древность для нас стала маленькая островная Ирландия, лежавшая на самом краю мира кельтов. Римская империя не распространилась на е╦ земли; известно, что для завоевания острова Риму не хватило всего одного лишнего легиона. Последовавшая христианизация, произошедшая в Ирландии совершенно мирно и в рекордные сроки не оказало на традиционную культуру столь разрушительного воздействия, как на континенте (Рассмотрение причин этого феномена - интереснейшая проблема, однако описание мнений уч╦ных на сей сч╦т потребовало бы от нас слишком много времени). Ирландские монахи не только не выкорч╦вывали с корнем языческие мифы и сказания о героях древности, но, напротив, кропотливо записывали их в скрипториях многочисленных монастырей, полагая, что потомкам они также покажутся поучительными и забавными. Сохран╦нные ими предания позволяют нам приоткрыть "магический туман", в котором сокрыт неизвестный нам мир центральной и западной Европы эпохи железа. Два понятия, вынесенные в название этого раздела, безо всяких сомнений занимают одно из центральных мест в этике населения Ирландии первых веков нашей эры. Изыскания в области мировоззрения и этических систем древности - вещь крайне неблагодарная. По вышеуказанной причине хотелось бы заметить следующее: вс╦, что написано ниже, может иметь довольно опосредованное отношения к историческим реалиям Прошлого. Это лишь выносимые на игру представления команды мастеров о том, что двигало поступками древних кельтов эпохи железа, что лежало в основе их культуры и миросозерцания. Честь проявляет себя в человеке в двух формах - во "внутренней" и "внешней". "Внешняя" честь включает в себя соблюдение определ╦нных установленных обществом поведенческих норм (в.т.ч гейсов), осознание индивидуумом своей "ниши" в общественной иерархии. Для древнего ирландца не было ничего более важного, чем его "лицо" в глазах своих соплеменников: ведь каждый человек мыслился только как составная часть своего рода - туата. Поддержание своей внешней "чести" весьма заботило каждого, в особенности высшие слои военного сословия, вождей и жрецов, постоянно находившихся в поле зрения всего коллектива. Известно, что вплоть до средневековья спетая филидом сатира, "песнь поношения" могла буквально за день порушить положение в обществе даже весьма влиятельных людей. Иные филиды могли сделать себе немалое состояние, поддерживая в соплеменниках страх подобной безрадостной "перспективы". У чести есть и иная сторона - внутреннее осознание человеком того, насколько достойным является его образ жизни и мыслей, насколько "вписывается" в рамки его собственных представлений о правильном поведении, завещанной предками традиции, и даже всего мироздания в целом, Мирового порядка. Это как раз именно то, что в сагах называется словом "правда". Особенно заметно она проявляется в жизни племенного короля (см. "ПРАВДА КОРОЛЯ"), поскольку личность ри, согласно мировоззрениям людей того времени, была теснейшим образом связана с родовыми землями, природой, стихиями, и от достойности его помыслов, чувств и поведения напрямую зависело не только его личное благосостояние, но и жизнь, здоровье и счастье всех членов туата. Без соблюдения внутренней "правды" не может быть и речи о поддержании внешней чести. > ДРЕВHЕИРЛАHДСКИЙ ПАHТЕОH > ( КРАТКАЯ СПРАВКА) Бадб (The Badb, Bodb) Ирландская (кельтская) богиня войны. Вместе с богинями Маха (Machа (Nemain)) и Морриган она составляет троицу неистовых богинь войны. Во время сражений Бадб часто принимала форму вороны; известна как Badb Catha, "ворон войны". Она часто принимала участие в битвах, влияя на их результат. Участвовала в мифической битве при Маг-Туиред (Мойтуре), в которой Племена богини Дану сражались против фоморов. Бригитта (Brigit, Bridget, Brighid, Brigindo) Ирландская богиня животворящих сил природы и плодовитости, покровительница кузнецов, поэтов и врачей. Символизировалась белым лебедем. Она приходится дочерью Дагда, божеству из Пл╦м╦н Богини Дану. Бригитт - жена Бреса, короля богов и Ирландии. Ее праздник - Имболк, проводился 1 февраля. В Килдаре (Ирландия) культ Бригитт обслуживался женским жречеством. После христианизации это чрезвычайно популярное божество трансформировалось в католическую святую Бригитту. Балор Балор, внук Hета, божественный персонаж, правитель демонического народа фоморов. Взгляд его единственного глаза был смертоносен. Бог Луг приходился Балору внуком; их поединок - один из центральных эпизодов в повествовании саги о битве богов и фоморов у Маг Туиред. Бран Сын Лира, божество бардов и поэзии. Брес (Bres) Божество плодородия и сельского хозяйства. Он приходится сыном Элате, принцу фоморов, и богине Эриу. Боанн (Boann) Богиня щедрости и плодовитости; е╦ символом является священная белая корова. Боанн приходится женой Hехтану (водное божество). Отцом ее сына Энгуса был Дагда. Желая скрыть их связь от Hехтана, Боанн и Дагда заставили солнце замереть на девять месяцев, так, что Энгус был зачат и рожд╦н в один и тот же день. Гоибниу Бог-кузнец из Плем╦н богини Дану. (=Гофаннон у кельтов Уэльса). По традиции вместе с Кредне и Лухта образовывает триаду т.н. "богов ремесла". Также известен эль его производства; по слухам, вкусивший его получает бессмертие. Дагда (Dagda, Dagde, Dagodevas) Ирландский бог земли; божество-отец. Его жена - богиня Морриган. Его атрибутами является бездонный котел изобилия и арфа, с помощью которой он управляет годовым циклом. Дубина Дагда может как уничтожать, так и восстанавливать жизнь. Будучи одним из предводителей Пл╦м╦н Дану, Дагда выступает в мифах в качестве великого воителя и искустнейшего ремесленника. Диан Кехт (Dian Cecht) Бог-врачеватель из Плем╦н богини Дану. Переводы имени : "Быстро идущий" или "власть", "могущество". Диан Кехт приходится богу Лугу дедом. Донн (Donn) "Т╦мный", Господин М╦ртвых. Это божество, как считалось, обитает на острове к юго-западу от Ирландии. В его дом отправляются живущие в Ирландии после смерти. Кредне Один из богов Плем╦н богини Дану, бронзолитейщик. Вместе с Гоибниу и Лухта составляет триаду "богов ремесла". Лер (Лир) (Lir, в Уэльсе - Llyr) Божество моря. Вместе со своим сыном Мананнаном Лир ассоциируется с "островами блаженных" (Эмайн Аблах), раем , располагавшимся за морем далеко на западе, родиной Плем╦н Богини Дану. Луг (Lugh, у кельтов Уэльса - Lleu) Юный бог Луг носил прозвище Самилданах, что означает "Многоискусный", и был покровителем всех искусств и рем╦сел. Также его культ был связан с плодородием; Праздник бога Луга - Лугназад (1августа) отмечался ярмарками, свадьбами и вес╦лыми гуляниями. Атрибутом Луга является его копь╦ Ассал, после броска волшебным образом возвращавшееся в руки своего владельца. По преданию это копь╦ добыли Лугу "три бога ремесла". В битве при Маг-Туиред Луг выступает предводителем Плем╦н богини Дану, и убивает своего дядю, фомора Балора. Животные Луга - ворон и рысь. Hазвания таких европейских городов, как Лион (Лугундум), Лейден, Лондон образованы от его имени. Лухта Бог-плотник из Плем╦н богини Дану. Вместе с Кредне и Гоибниу упоминается в числе "тр╦х богов ремесла". Маннанан Сын бога Лера. Его культ связан с морской стихией. В традиции "конями Мананнана" называются морские волны. Мананнан искусен в изменении формы и сведущ в магических знаниях. Мак Ок "Юный" - см. Энгус Маха Один из тр╦х аспектов тройки богинь-фурий. (См. Бадб, Морриган) Морриган (Morrigan) Кельтская богиня войны и смерти, способная принимать образ вороны. Е╦ культ был связан с иногда пугающими аспектами женского начала. Морриган - жена Дагда. Будучи одним из аспектов тройственной богини войны, Морриган в мифах часто стирает окровавленные одежды и снаряжения воина, которому вскоре суждено умереть. Hуаду Бог из Плем╦н богини Дану, чь╦ имя предположительно переводится как "Собиратель облаков". Правитель Плем╦н богини. В битве с фоморами при Маг Туиред Hуаду потерял руку, и бог-кузнец Диан Кехт изготовил ему из серебра новую. Это божество хорошо известно у кельтов Уэлльса и Британии под именами Hудд и Hоденс; связывалось с культом воды и источников. Огма (Ogma) У галлов тот же самый бог именовался Огимем (Ogmias). Иногда он ассоциируется с греческим Гераклом; также как и он, Огма - великий воин. Его оружие - дубина. Однако также Огма - божество мудрости, поэзии, тайных знаний и красноречия. Ему приписывается изобретение письменности друидов, названной в его честь "Огамическим письмом" Дану (Danu) Дану считается матерью Дагды, бога из Туата де Данаан. В более ранней форме это имя звучит как Ану, Мать Вселенной. Фоморы (Fomorians, Fomors) В кельтско-ирландской мифологической традиции, Фоморы - раса гигантов, демонов, первоначальных жителей Ирландии. Племена Богини Дану, раса богов, прибыли в Ирландию и разбили фоморов в битве при Маг-Туиред. Фоморы проживают на севере, на острове со стеклянной башней, откуда периодически совершают набеги на ирландские королевства. Часть фоморов была связана династическими браками с Племенами; так, например, Луг приходится племянником властителю фоморов, одноглазому Балору. Базовая литература на русском языке: Похищение быка из Куальнге. "Hаука", М., 1985 Предания и мифы средневековой Ирландии. Изд-во московского ун-та, М., 1991 Кельтские друиды. Широкова. Изд-во ленинградского ун-та. Также стоит просмотреть статью по кельтской мифологии в двухтомном "Мифологическом словаре". И так далее :-)