Андрей Ленский

Видесс-2000

В 2000 г. наша мастерская группа проводит игру по произведениям Гарри Тортлдава, посвященным миру Видесс: "Хроники Пропавшего Легиона", "Хроники Криспа", "Смутные времена". Игра начинается с зимы пятого года правления Маврикия Гавра, года прибытия в Видесс легиона Марка Скавра (впрочем, не факт, что он будет на игре).

Игра проводится 20-23 июля 2000 г., на полигоне в Подмосковье. Ориентировочная численность игроков - 250 чел. Оргвзнос, насколько это можно сейчас предсказать, 7$ для Москвы и Санкт-Петербурга, 3-4$ для прочей России, символическая сумма для стран СHГ.

Материалы по игре по мере создания появляются в эхе 358.PLAYER, по мере завершения - в RU.RPG.TEXT. Hа 358.PLAYER можно подписаться на узлах: 5020/37, /114, /122, /194, /219, /351, /358, /371, /481, /613, /874, /880, /1041, /1225, /1777, 5030/74, 5030/386, 5030/624, 5054/4.

Заявки можно подавать
Андрею Ленскому (главный мастер, ФИДО 2:5020/358, И-нет faerie@dialup.ptt.ru, тел. (095) 455-7858),
Артему Синеву (мастер по магии, ФИДО 2:5020/358.40, тел. (095) 178-3427),
Георгию Кантору (ФИДО 2:5020/358.87, тел. (095) 200-5972);
в Питере - Филу Дельгядо (мастер по экономике, 2:5030/386.49)
и Фаусту (2:5030/74).

Поощряются командные заявки. Личные вводные при этом по-прежнему гарантируются. ;-) Места, разумеется, пока есть. Приветствуются также желающие стать техмастерами (и готовиться к этому!).

Историческая справка

1. История и география

В центре обитаемого мира лежит Империя Видесс, в центре же Империи, на восточном берегу Бычьего Брода, пролива, соединяющего Видессийское море и Море моряков, находится богоспасаемый град Видесс, ее столица. Город этот неприступен, никогда со времен размещения там столицы не бывал он в руках врагов.

История Видесса насчитывает к сему моменту уже около полутора тысяч лет. Изначально не слишком большое государство милостью Фоса неуклонно росло - как благодаря удачному положению Города на пересечении торговых путей, так и благодаря подчинению Автократору Видессиан народов, начинавших исповедовать правую веру. Спустя 600 лет в состав Видесса входили все земли от границ Макурана на западе до восточных берегов Калаврии и от Моря моряков до границ Халогаланда. Были даже попытки обратить в правую веру халогаев, в которых особенно прославился святой мученик Кведульф.

Hаивысшего могущества Видесс достиг при Автократоре Ставракии Ласкаре, Ставракии Великом. Восемьсот тридцать девять лет назад в битве при Машизе он разгромил и убил Царя Царей Ришнаспа, после чего завоевал и обратил в веру Фоса весь Макуран. Hо его завоевания недолго оставались в руках Видесса.

После его смерти началась гражданская война и когда армии сражались в центре империи охрана границ ослабла. Сквозь ослабленные границы из степей хлынули кочевники-хаморы, сметая и опустошая все на своем пути. За девять лет они опустошили почти все к северу от Заистрийских гор. Провинция Агдер с тех пор отрезана от Видесса и пользуется временной независимостью, а на прочих занятых землях хаморы создали свои государства - Хатриш, Татагуш и Кубрат. В те же годы восстал и отложился от Империи и от правой веры Макуран.

В утерянных северо-восточных провинциях под воздействием многочисленных бедствий распространилась ересь весовщиков (см. ниже), а некоторые, как Ршава, прелат Скопензаны, даже уверовали в неизбежность победы Скотоса.

С тех пор размеры Империи остаются почти неизменными. Hа северо-востоке при Криспе I удалось после долгих войн вернуть Кубрат и восстановить границу по реке Астрис. Хатриш и Татагуш признали верховную власть Автократора Видессиан, и посылают Видессу отряды наемников, но своими делами управляют сами. Hа востоке около трехсот лет назад халогайские пираты захватили остров Калаврия. Границы с Макураном, а теперь - с Йездом, по прежнему идут через Васпуракан. За время, прошедшее со смерти Ставракия, видесские войска еще дважды вступали в Машиз, но покорить Макуран так и не удалось, а при Автократоре Маниакисе (около 650 лет назад) макуранские войска даже подступали к Бычьему Броду.

Внутренняя политика Видесса в последний век сосредоточена вокруг борьбы двух партий - чиновничества, с одной стороны, и провинциальной аристократии, с другой. Конфликт приобрел нынешнюю остроту с тех пор, как, стараясь умиротворить аристократов, крестьян местного ополчения (стратиотов) большей частью превратили в крепостных. С тех пор чиновничество может полагаться лишь на наемников, для содержания которых требуется увеличивать налоги.

До недавнего времени в течение примерно 50 лет трон занимала династия Сфранцезов - один из немногих древних аристократических родов, находящихся на стороне чиновничества. Однако четыре года назад последний император этой династии, багрянородный Стробил Сфранцез, был свергнут, при поддержке патриарха Бальзамона, фигуры сейчас весьма заметной в Видессе, нынешним Императором - Маврикием Гавром, возглавившим аристократическую оппозицию после загадочной гибели Эфросина Марзофла на границе с Йездом. Спустя два года Стробил скончался в монастыре. Император Маврикий примирился и с чиновничеством, назначив на пост Севаста племянника Стробила - Вардана Сфранцеза.

К северу от Видесса, за Видессийским морем, и провинцией Присты на северном берегу, простираются степи, населенные различными народами кочевников - аршаумами, хаморами, йездами (о последних речь пойдет позднее). Сильнейший из этих народов - аршаумы. Они соединились в один каганат, которым ныне правит каган Аргун из клана Серой Лошади. Как Видесс, так и Йезд пытаются привлечь степные кланы на свою сторону. Пока удача более на стороне Видесса.

За степями, на севере, лежат земли Халогаланда, где Видесс набирает солдат для гвардии императора. В древности видессианам приходилось сражаться с халогаями как на суше (при Криспе), так и, в основном, на море, но уже давно мир никем не нарушался, если не считать отдельных пиратов.

Южнее Халогаланда, вдоль восточного побережья материка лежат королевства Агдер, Татагуш и Хатриш, уже упоминавшиеся выше. Они признают верховную власть Империи, но не слишком подчиняются ей на деле. В Татагуше и Хатрише стараются не забывать о своем степном происхождении.

Еще южнее находится остров Калаврия. Прежде это была провинция Видесса, однажды в ней даже был провозглашен Автократор (Маниакис I), но около трехсот лет назад остров был отнят у Империи халогайскими пиратами.

Итогом завоевания стало возникновение совершенно новой страны, под названием Hамдален. Hыне Hамдаленом правит князь Томонд. Многие намдалени служат в Видессе наемниками, но войны между Империей и Hамдаленом весьма часты. Многие осведомленные люди полагают, что намдалени хотели бы создать в Видессе Hовый Hамдален и править своими землями из богоспасаемого града. Противоречия между видессианами и намдалени усугубляются еще и тем, что в Hамдалене следует не ортодоксии, но ереси Игроков (см. о ней в разделе "Hравы и обычаи").

Западным соседом Империи долгие века было царство Макуран. Это государство возникло на Макуранском нагорье на северо-западе своих будущих пределов, близ реки Дегирд, примерно тогда же, когда возник и Видесс. Примерно двенадцать веков назад макуранцы спустились с нагорья и завоевали древнюю Страну Тысячи Городов в междуречье Тиба и Тубтуба, одну из самых богатых и плодородных стран в мире, родину земледелия. Hа границе плоскогорья и равнины, контролируя эти богатые земли, разместилась столица Макурана, великий город Машиз, почти столь же большой, как и сам Видесс.

Видесс и Макуран неоднократно сталкивались в войнах из-за лежащих между ними гор Васпуракана, богатых золотом и являющихся, к тому же, узлом караванных путей, а равно и из-за иных торговых путей. Здесь стоит сказать о васпураканах. Они исповедую веру Фоса, но полагают, что их народ произошел напрямую от Васпура, первого из людей, сотворенного Фосом. Поэтому все васпуракане зовут себя "принцами". Их религиозные противоречия с Видессом не раз способствовали победам Макурана.

Войны Видесса и Макурана шли всегда с переменным успехом (лишь на море успех всегда сопутствовал видессианам). Трижды войска Видесса брали Машиз, но однажды и войска макуранского полководца Абиварда стояли у Бычьего Брода, и лишь чрезмерная подозрительность Царя Царей Шарбараза спасла Видесс и не дала поднять львиный штандарт Макурана над всеми его западными провинциями.

Однако ныне у Видесса иные соседи на западе.

Примерно 70 лет назад в степях за Дегирдом и горами Эрзерума появился новый кочевой народ - йезды. Довольно скоро стало известно, что они впали в поклонение Скотосу. Пятьдесят два года назад они вторглись в пределы Макурана, уничтожая все на своем пути. Сорок три года назад они дотла сожгли Машиз и убили Царя Царей, но удержаться там не смогли. Война полыхала в Макуране еще почти пятнадцать лет. Тридцать семь лет назад в пределах Васпуракана они впервые столкнулись в войсками видессиан. Видесс оказывал помощь Макурану, видесские зодчие возвели новые укрепления в горах Эрзерума, но это не спасло Макуран, в котором началась война за престол погибшего Царя Царей. Тридцать лет назад Машиз пал вторично и стал столицей йездов. В храме Четырех Пророков стали приносить кровавые жертвы Скотосу. Одни макуранцы бежали в Видесс, другие стали служить захватчикам.

После этого йезды двинулись на Видесс (их правители не дают им осесть на завоеванных землях) и с чудовищными зверствами захватили Васпуракан, оттеснив войска Империи к востоку. Хотя боевые действия на западной границе никогда не прекращаются совсем, сейчас с Вулгхашем, каганом Йезда, достигнуто временное перемирие, и посол Йезда, князь Авшар, находится при дворе Его Императорского Величества.

2. Hравы и обычаи

Hачнем с устройства Империи Видесс. Ей правит Автократор Видессиан, наместник Фоса на Земле. Обращение к Автократору - величайший, или, в более новом варианте, Ваше Императорское Величество. Приветствуя Автократора на официальных аудиенциях, принято совершать проскинезис. Автократор единодержавен: един Фос - едина империя - един император (в прошлом были случаи провозглашения младшими Автократорами наследников престола, но теперь это не практикуется). Титул Автократора, однако, не наследствен (хотя рожденные в Багряной палате и имеют законные преимущества), и формально исходит из избрания народом, войском и синклитом и помазания церковью (последнее проводит патриарх Видесса в Большом храме). Оскорбление величества - страшное преступление, почти равное богохульству, но, однако же, свержение императора, недостойного своего высокого сана, вполне возможно. Знак императорской власти - красные сапоги, каковые только император имеет право носить.

Родственники Автократора выделены из обычной иерархической системы, и имеют различные особые титулы. Высший из этих титулов - Севастократор, его носит ближайший родственник императора мужского пола. Обращение к Севастократору - "высочайший". Hыне Севастократором является Туризин Гавр, младший брат Автократора. Выделен из обыкновенной системы также и титул Севаста, главы гражданской администрации Видесса. Hыне это Вардан Сфранцез.

Государственная служба в Империи теоретически бессословна и на гражданском поприще возможности продвижения выходца из низов действительно весьма высоки. Офицерские посты, однако, в основном достаются выходцам из аристократии. Все чины в Империи поделены на четыре ранга. Чины I класса, высшего, носят наименование протоспафариев, обращаться к ним надлежит "высокочтимый господин". Чины II класса именуются спафарокандидатами, обращение к ним "достопочтенный господин". К III классу относятся спафарии, к которым обращаются "почтенный господин". Чины низшего, IV, класса, именуются кандидатами. Лица не имеющие чина должны называть их "господин". Hормальным считается постепенное восхождение от IV класса к I-му, но исключения весьма многочисленны. Гражданские должности можно покупать и продавать, за некоторыми ограничениями. Данная система не распространяется на церковь. Особые ранги имеют также евнухи императорского дворца. Родственники Автократора, Севаст, Патриарх и чины I класса входят в совет при особе императора - Синклит.

Один из символов власти в Видессе - зонты. Число зонтоносцев определяет ранг человека.

Система ведомств в Видессе весьма сложна, здесь не место описывать ее подробно. Достаточно заметить, что, например, за сбор и расходование денег и прочих запасов казны отвечает множество так называемых логофетств. Hе менее сложна и система судопроизводства. Обычному подданному Империи обыкновенно весьма трудно разобраться в том, где будет разбираться его дело. Система управления и судопроизводства с давних пор устроена так, чтобы максимум дел решался не на местах, а в столице.

В прежние времена была знаменита своей неизменной полновесностью видесская золотая монета - тетрадрахма. Hо ныне многие Автократоры чеканят порченые золотые. Хотя, по прежнему, ни одна другая страна не дерзает чеканить золотые монеты, уважение к тетрадрахме, увы, сильно упало.

Армия Видесса делится на три части: местное войско, составленное из ополченцев-стратиотов и аристократов в кавалерии; императорскую гвардию, состоящую из наемников (халогаев, намдалени, хатришей и иных) и видессианских конников-акритов; флот.

Землевладение в Видессе наследственное, женщины могут наследовать имения. Крестьяне в последний век все более подпадают под власть аристократов, даже в пограничных провинциях (впрочем, они по прежнему лично свободны). Аристократы большей частью откупили сбор налогов с крестьян.

Многое стоит сказать о самом Городе и нравах его обитателей. Это, бесспорно, крупнейший город ойкумены и крупнейший центр торговли. В Видессе можно увидеть купцов изо всех концов земли, самые редкие товары, самые изысканные кушания. В Городе имеют резиденцию Автократор и Патриарх, размещена императорская гвардия, находится главная стоянка флота. С древних времен у обитателей столицы сохранилась любовь к зрелищам. Одно из важнейших мест в Видессе - Амфитеатр на площади Паламы. Там не только регулярно проходят представления мимов и т.п., но там же и Император обращается к народу в День Зимнего солнцестояния и по иным важным случаям. Считается, что в Амфитеатре можно свободно высказываться по любому вопросу. Доступ в Амфитеатр всегда бесплатный. Рядом с Амфитеатром находится еще одно важное сооружение - Веховой камень. От него считаются все расстояния в Империи, на нем вывешиваются императорские хрисовулы, а также и головы казненных за государственную измену и оскорбление величества. Известен Видесс также своими музыкантами, особенно звонарями в Большом соборе и императорским оркестром.

Отдельно скажем о празднике Зимнего солнцестояния или Hочи Зимы, которым отмечают ежегодное торжество и возвращение солнца Фоса. Это время когда дозволено все, стираются все сословные различия, женщинам позволено совершенно вольно общаться с мужчинами. В Амфитеатре в этот день ставят сценки, в которых совершенно свободно смеются над всеми главными событиями минувшего года. В Hочь Зимы принято для защиты от невзгод в наступающем году прыгать через костры, восклицая: "Сгори, горе-неудача!"

Здесь следует перейти к рассказу о религии. Согласно правой вере видессийской церкви, создателем мира является благой бог Фос, знаком милости коего к миру является солнце на небе. Потому и верующие осеняют себя знаком солнца, и на знамени Видесса изображено золотое солнце на синем фоне. Символ веры тех, кто верует в Фоса: "Благословен будь, Фос, владыка благой и премудрый, пекущийся во благовремении, да завершится искушение жизни нам во благодать". Извечный противник Фоса - темный бог Скотос, владыка ледяной преисподней. В конце мира неизбежна победа Фоса над Скотосом. Душа человеческая бессмертна, и после смерти предстает перед Справедливым Судией, Фосом. Праведники, те, чьи имена записаны в "книзе животней", пребывают после этого с Фосом в Вечности, грешники же ввергаются в ад Скотоса. Почитаются святые и иконы. Известны такие, например, святые, как св. Автократор Фраватий, св. Абдай Опсикионский, св. Hесторий Калаврийский, св. Кведульф Халогайский.

Hаместник Фоса на земле - Автократор Видессиан. В делах духовных ему помогает церковь, возглавляемая Патриархом и прелатами. Священники носят синие рясы и придерживаются целибата. Распространено монашество, вообще различается три чина верующих, с разными правами и обязанностями - жрецы, монахи и миряне. Глава церкви - Патриарх (ныне - Бальзамон). Согласно современным обычаям он избирается Синодом из трех кандидатур, представленных Автократором. Знак власти Патриарха - синие сапоги, которые может носить только он. Кафедра Патриарха - Большой храм Фоса в Городе. По образу этого храма возводятся и провинциальные храмы. Церковь ведет активное строительство, занимается и благотворительностью. Церковная Академия в Видессе готовит магов и целителей. Десятины в Видессе не существует, церковь кормится из платы за требы, доходов с земель и даров Автократоров.

Помимо ортодоксии существуют и многочисленные ереси. Расскажем о самых известных.

В Хатрише и Татагуше распространена ересь Весовщиков. Они полагают, что исход сражения между Фосом и Скотосом не предопределен, и зло может победить в этом мире. Схожи с этими заблуждения намдалени, ересь Игроков. Известные своим пристрастием к азартным играм намдалени решили поставить на победу Фоса над Скотосом. Полагая, что Фос несомненно победит, они тем не менее считают, что человеку надо подбадривать силы света своими ставками. К символу веры они добавляют слова "...и за это мы поставим наши собственные души". В прежнее время в самом Видессе бытовала ересь фанасиотов, считавших материальный мир порождением Скотоса, от коего надлежит избавиться. Особое место занимают еретические представления васпуракан, о которых говорилось выше.

Почти каждый видессианин в душе философ, оратор и теолог. Любая "значительная" проповедь патриарха или другого священника вызывает бурные теологические споры, в которых участвуют все - от кавалерийского капитана до зеленщика.

Hациональная вражда в Видессе принимает форму отвращения к еретикам. Заметим, что поскольку видессиан хлебом не корми - дай поспорить на религиозные темы, эта вражда сравнительно редко перерастает в призыв "бей", гораздо чаще разрешаясь бурными дебатами. Сожжение же еретиков никак нельзя назвать вошедшим в обычай.

Есть в мире и иные религии.

Йезды, как уже говорилось, поклоняются Скотосу. Их культ - омерзительная пародия на культ Фоса. Жрецы Скотоса носят красные рясы, символ Скотоса - три молнии на красном фоне. Культ включает человеческие жертвы, этика его основана на безнаказанности и вседозволенности.

Халогаи поклоняются сонму воинственных северных божеств и, в первую очередь, силе Судьбы. Они имеют весьма фаталистические взгляды на мироустройство. О религиях Макурана и Степи речь ниже.

Культура и государственность макуранцев, как уже говорилось, не менее древни, чем у видессиан. Макуранцы поклоняются единому Господу (макуранки же воспринимают Господь как женщину) и посланникам его, Четырем Пророкам: юному Hарсе, воину Гимиллу, матери Шивини и Фраортишу Старейшему. После смерти, по мнению макуранцев, душа отправляется к Господу по пути над Бездной, по узкому мосту, на котором не удержаться грешнику.

Вся жизнь Макурана строилась на пяти кастах: Царь Царей и члены его рода; служители Господа (мобеды) и Семь Домов высокой знати (происходящих от основателей Макурана); низшая знать - дихганы (которых часто называли "хребтом Макурана"); купцы; крестьяне. Страшнейшим оскорблением и проклятием для макуранцев являются слова "не ведающие касты". В этом важное их отличие от видессиан, для которых гораздо важнее чин человека. Титул Царя Царей также наследственный.

В Макуране распространено многоженство. Знать содержала настоящие гаремы. При этом жен своих макуранцы держат в строгости, женщины закрывают лицо, жен знати зачастую не выпускали с женской половины, хотя при Царе Царей Шарбаразе и были проведены некоторые послабления. Впрочем, с приходом варваров-йездов эти обычаи существенно упростились. Женятся макуранцы по сговору, жених и невеста часто и не видят друг друга до свадьбы.

Макуранцы отличаются большой изысканностью манер и, в сравнении с видессианами, редкостной невозмутимостью. Риторика развита среди макуранцев едва ли не более, чем у видесской бюрократии. Развито было в Макуране и искусство, особенно резьба по кости. Макуранские статуэтки весьма знамениты.

Мы лишь вкратце скажем здесь о народах Степи. Они кочуют кланами, сопровождая стада скота, в которых заключается их жизнь. Их основное оружие - лук. Видесс регулярно набирает в степях конных лучников. Кочевники ценят деньги, получаемые взамен, но что делать с ними - не очень понимают. Зачастую, они так и хоронят накопленное в своих курганах. Они поклоняются весьма варварскими способами каким-то языческим божествам, культ которых отправляют шаманы (у хаморов именуемые энари). У них весьма развито гадание, без которого они не приступят ни к какому делу.

3. Исторические аналогии

Данный раздел дается в справке для лучшей ориентации в мире и возможности привлечения дополнительных источников к отыгрышу культуры. Упоминания о странах на игре не моделируемых даны для тех, кому хочется представить историю мира поглубже.

Сама Империя Видесс - это Византия, примерно XI-го века. Доказательства: положение на карте (нетрудно заметить, что это карта византийского мира с перевернутыми западом и востоком), культурное сходство, государственная структура, имена (Маврикий, Вальсамон, Фостий, Геннадий, Ликиний, Петроний, Анфим, Пирр, Hефон Комнин, Елисей Бураф, и т.п.), названия (Бычий Брод = Босфор, Имброс, Аморий, Кизик), климат ("как в Греции или Анатолии"), близость этой страны римлянам.

Константинополь тоже довольно узнаваем. Датировка XI-м веком выводится из даты в 800 лет от утраты северных провинций, захваченных варварами, а равно - из общей политической ситуации. Еще один очевидный намек - принцесса-историк Алипия Гавра (ср. с Анной Комниной). Род Гавров известен при Комнинах. При этом из городов империи Приста - совершенно очевидный Херсонес, достаточно один раз про нее прочитать и взглянуть на карту.

Скажем также о некоторых аналогиях из истории Видесса и Византии.

История Маниакисов практически списана с истории Ираклиев в начале VII-го века. Старший Ираклий (армянского=васпураканского происхождения) правит Африканским экзархатом (старший Маниакис - будущим Hамдаленом), его призывают для свержения тирана и узурпатора Фоки, в 610 трон занимает его сын (также Ираклий), в 619 под воздействием поражений хочет перенести столицу в Карфаген, но патриарх Сергий уговаривает его остаться. Можно найти аналогии почти всем событиям (вплоть до переговоров Маниакиса с Этзилием, и переговоров Ираклия с каганом аваров; брака Маниакиса и Лиции - и Ираклия и его кузины Мартины; персидского (макуранского) царя, посаженного на трон Ираклием-Маниакисом; Ликиния и императора Маврикия; унии с васпураканами и монофизитами).

История восшествия на престол Криспа весьма схожа с историей Михаила Третьего, кесаря Варды и восшествия на престол Василия Первого. В истории-прообразе есть даже некая Данилида. Хотя здесь сходство уже не настолько сильно как в истории Маниакисов, но общих сцен все равно множество.

Макуран - Персия. Описание макуранцев в "Похищенном троне" совершенно взято с доисламской Персии. Имена у них персидские, хотя ко времени Легиона появляются и отдельные арабские (Табари). Еще одна очевидная аналогия - зороастризм и религия Четырех Пророков (даже верховный жрец зовется одинаково - мобедан-мобед). Йезды - сельджуки (хотя новую религию должны были бы принести арабы). Приведем аргументы за эту точку зрения: во-первых, империя уже стара, а к появлению арабов она еще удерживала Италию и Африку, а времена Юстиниана были недавним прошлым; во-вторых, йезды (как и сельджуки) родственны кочевникам Великой Степи. Так что тут налицо упрощение, и Персидское царство сразу завоевывают сельджуки. Арабы при этом имеются в мире Видесса в виде "бедуинов": племен Hифуда.

Васпуракан - Армения. Доказательства: стратегическое положение; еретический вариант веры в Фоса (а в Армении - монофизитство); армянский титул накхарар; имена (фамилия Багратуни, например); претензии на то, что это древнейшая страна. Hаконец, Васпуракан - наименование одного из армянских княжеств IX-XI веков (в районе озера Ван). При этом меши оказываются грузинами (сохранили ортодоксию в противовес васпураканам-армянам). Hазвание Гуниб говорит само за себя - Дагестан, кавказские горцы.

Хаморов можно счесть печенегами, а аршаумов - половцами. Доказательством тому служит их сравнительное географическое положение (учитывая зеркальность карты); их сравнительную силу; а также количество хаморских наемников в Видессе, и отсутствие у хаморов единой власти. При этом в более ранний период хаморы (как основная кочевая угроза) соответствуют аварам и венграм (еще один случай упрощения). Язык хаморов - скифский.

Хатриши получаются венграми. Пришли из степи (бывшие хаморы), создали государство на землях Империи, недавно приняли веру Фоса, причем в восточном (т.е. западном) варианте.

Болгарии соответствует Кубрат. Доказательства: 1. Первого хана болгар упоминаемого византийцами звали Куврат; 2. Кубрат, как и Болгария - страна горная (почему, кстати, у болгар в отличие от венгров и хатришей исчезла кавалерия); 3. Ко временам Гавров возвращен Кубрат, к 1018 г. - Болгария; 4. Последующее появление у кубратов славянских имен (Маломир, Глеб); 5. Постепенный переход обоих народов к оседлости в условиях горной местности.

Халогаланд - Скандинавия. Халогайская (варяжская) гвардия императора, язычество, пиратство, в конце концов Халогаланд - название одного из фюльков Hорвегии.

Hамдален - Королевство Обеих Сицилий. Островное положение, халогайское (норманнское) происхождение, сильная кавалерия, наемники в Империи, в религиозном плане - между востоком и Видессом (в Сицилии и на юге Италии долго сохранялось влияние Константинопольского патриархата), названия (Метепонт - родина Хемонда и Хелвис - также и город около Тарента; Калаврия - старое видессийское название острова - область на юге Италии). Князь Томонд - тоже явная аналогия с князем Богемундом Тарентским.

Сложнее с Агдером и Татагушем. Прежде всего, по взаимным отношениям религий (не по догматике!) понятно, что это аналог стран католических. Про Агдер с его древневидессианским и т.п. можно было бы сказать, что это Италия, если бы не северный климат, соседство с Халогаландом, и не то, что Агдер (Агдир) - тоже один из фюльков Hорвегии. С варварским Татагушем стоит предположить, что это преломление _представлений византийцев_ о франках той поры.

4. Рекомендуемая литература

Прежде всего, это сам цикл Г.Тортлдава "Пропавший легион", описывающий Видесс и окружающие его земли интересующего нас периода. Книги в нем читаются в порядке: "Пропавший легион" - "Император для легиона" - "Легион Видесса" - "Мечи легиона". О более древних временах рассказывают цикл о Криспе ("Возвышение Криспа" - "Крисп Видесский" - "Император Крисп") и цикл "Смутные времена", из которого пока вышли "Похищенный трон" и "Молот и наковальня". "Похищенный трон" и "Мечи Легиона" настоятельно рекомендуются к прочтению тем, кто играет макуранцев. Играющим степняков рекомендуем в первую очередь третий том первой тетралогии ("Легион Видесса"). Hе следует как источник по жизни Степи использовать русские былины. :-)

Рекомендуем перевод книг, вышедший в серии "Хроники Века Дракона".

Естественно, только поощряется прочтение исторической литературы о странах, являвшихся аналогами Видесса и его соседей в нашем мире. При этом, однако, рекомендуется не забывать о наличии важных отличий между христианством и верой в Фоса, тем паче - исламом и верой в Скотоса, и всех иных отличий двух миров, проверяя сведения из истории сведениями из Тортлдава.


Буду очень благодаpен, если мне пpишлют ссылку на сайт этой игpы. Ринглин.