АРИАHА ВЭЙДЖА(АРИЙСКИЙ ПРОСТОР)

АРИАHА ВЭЙДЖА(АРИЙСКИЙ ПРОСТОР)

Hебезызвестная в узких кругах мастерская команда (А.Э.Лустберг, Д.Е.Чистов (aka Пресветлый), О.Е.Кравченко (aka Крапивница) имеет честь сообщить своим поклонникам следующее:

Ориентировочно во вторые выходные мая 2001 года под С.-Петербургом состоится ролевая игра "Арийский простор". Действие игры разворачивается в Восточном Иране и Центральной Азии (Дрангиана, Ариана, Бактрия, Гиркания, Мерв, Согдиана, низовья рек Амударьи (Хорезмский оазис, Узбой) и Сырдарьи). Исторический фон игры - ранний железный век, X-VII вв. до н.э. Прошло несколько столетий после расселения на указанных территориях арийских (индоиранских) плем╦н. В приуральских и среднеазиатских степях постепенно складывается классический кочевой уклад хозяйствования. Вместе с тем, многие иранские племена воспринимают культуру местных, неиндоевропейских народов, осваивают земледелие и постепенно оседают на заво╦ванных территориях. В игре будут отражены две борющиеся, взаимодействующие и взаимопроникающие культуры - мир степных кочевников-саков (туров), и мир этнически близких им полуос╦длых и ос╦длых скотоводов и земледельцев.

События игры происходят через три года после гибели жреца-пророка Заратуштры из рода Спитамы, основателя зороастрийской религии. В игре будет затронут один из интереснейших переломных моментов в истории человечества - рождение первой монотеистической религии откровения. В течение двух дней игры мастера совместно с игроками надеются воссоздать это прекрасное и суровое время.

Заявки на участие в игре начинают приниматься с момента публикации настоящего анонса. Подробная историческая справка, правила и прочие материалы будут опубликованы позднее. Однако мастерская группа считает своим долгом уже сейчас известить уважаемых игроков о некоторых специфических требованиях, предъявляемых к ним самой отыгрываемой эпохой.

1. Вооружение. Hа указанных территориях в интересующий нас исторический период HЕ применялось длинное клинковое оружие. Основным видом меча являлся акинак, короткий обоюдоострый клинок, носившийся в ножнах попер╦к живота или привязанным к бедру. По этой причине никакое длинное клинковое оружие на игру пропущено не будет ни при каких условиях.

Hаиболее сакрализованным оружием у иранцев считался лук. Как известно, персидские аристократы с детства обучались тр╦м наукам - ездить на коне, стрелять из лука и говорить правду. Поэтому, луки на игре будут всячески приветствоваться (разумеется, если оные будут соответствовать элементарным нормам безопасности). Также будут допускаться копья различной длины, дротики и чеканы (клевцы).

2. Одежда и доспехи. Основным головным убором мужчины - как в кочевнической среде, так и среди ос╦длых скотоводов - был войлочный колпак или башлык. (кстати говоря, мастерский коллектив будет весьма благодарен игрокам, могущим указать источники приобретения войлока в нашем родном городе). Верхняя одежда иранцев представляла собой штаны, ширина которых варьировалась от очень узких (у саков-кочевников) до шароваров (в Бактрии) и запашного кафтана (иногда - с длинными разрезными рукавами). Доспехи представляли собой либо прост╦ганные войлочные панцири, либо пластинчатые (ламмеллярные) панцири на кожаной основе. Щиты бывали различных размеров, круглой или прямоугольной формы.

3. В кочевнической среде женщины занимали несколько более высокое положение, нежели в ос╦длых коллективах. Поэтому, в исключительных случаях, женщины-представители воинской касты могли принимать участие в сражениях. Одежда женщин в целом мало отличалась от мужской - основным е╦ элементом являлся тот же запашной кафтан, но более длиннополый.

4. Игроки, заявляющиеся на жреческие роли, должны быть готовы к тому, что от них потребуются не только общие знания Авесты и иранской духовной традиции, но также и умение наизусть цитировать наиболее значительные молитвы и гимны.

Hаши координаты не изменились :-)

Дмитрий Чистов
d_chistov@mail.ru
тел. 444-35-56 (звонить можно поздно)
FIDOnet 2:5030/419.3

Антон Лустберг
хenia@vul.usr.pu.ru
тел. 107-17-39 (звонить можно поздно)

ОРИЕHТИРОВОЧHЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ "АРИАHА ВЭЙДЖА"

1. Авеста в русских переводах (1861-1996). Под ред. И.В.Рака СПб. 1998 см. также старые издания:
Авеста. Избранные гимны. /Пер. с авест. И.М.Стеблин-Каменского. Душанбе, 1990
Авеста. Избранные гимны; из Видевдата /Пер. с авест. И.М.Стеблин-Каменского. М., 1993
2. Рак И.В. Зороастрийская мифология. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб. 1998
Следует особенно обратить внимание на очень приличный глоссарий И.В.Рака, помещенный в конце ╘╘ 1 и 2 (в обеих книгах он практически идентичен). В н╦м в сжатой форме содержатся сведения об основных персонажах и сюжетах иранских мифов.
3. Зороастрийские тексты. Под ред. О.М. Чунаковой. М..1997 (для чтения к игре рекомендуется "Бундахишн" с. 265-325)
4. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. Пер. с англ. И.М.Стеблин-Каменского. М. 1988, переиздание - СПб 1994 (для чтения к игре рекомендуется первая часть книги)
5. Фрай Р. Hаследие Ирана. Пер. с англ. М., 1972
6. Раевский 1977. Очерки идеологии скифо-сакских плем╦н. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977
7. Бонгард-Левин Г.М. Грантовский Э.А. От Скифии до Индии . М., 1983
8. Фирдоуси. Шах-намэ file://Библиотека всемирной литературы. М. 1972 (Hе обязательно; для общего развития :-) Указано сокращ╦нное издание)
9. Страбон. География. Книги XI, XV

Внимание! Большую часть русских переводов зороастрийских текстов, содержащихся в изданиях ╘1 и 3 этого списка, можно найти в Интернете по адресу http://avesta.tripod.com/. Полное собрание английских переводов зороастрийских текстов вы отыщете на сайте http://www.avesta.org