ДУХ ЭПОХИ.

Вооружение.

 

С давних времен главным врагом мирдаринов были варвары Загорья. Варварами Загорья издавна называли многочисленные кочевые племена, живущие к западу от Пограничных гор. Особенно воинственными загорцев назвать нельзя, однако довольно часто небольшие группы грабителей из их числа преодолевали горный хребет и переходили границу Мирты. В целом варвары были не слишком искушены в военном деле, однако неимоверная физическая сила и дикое упоение битвой давали им массу преимуществ в любом бою. Основным их оружием была тяжелая дубина, часто шипованная и утяжеленная медными накладками. Часто использовались длинные (до 2,5 метров) тяжелые копья.

Против ударов тяжелых дубин и копий не спасали никакие доспехи, поэтому воины мирдаринов никогда не носили тяжелые панцири и кирасы; даже кольчуги использовались крайне редко.

Тяжелое ударное оружие крайне сложно блокировать. А если учесть физическое превосходство загорцев┘

Одним словом, оружие, подходящее для схваток с вышеописанным противником, должно быть достаточно маневренным, а главное - длинным, дабы не подпустить противника близко. Жители деревень, на чью долю обычно выпадала большая часть работы по ликвидации разбойников, пользовались рогатинами и длинными копьями, а также косами, вертикально насаженными на длинное древко (прообраз совни). Этот тип орудий был повсеместно взят на вооружение. Постепенно начали появляться бердыши и прочее экзотическое парадно-боевое оружие. Варвары не носили доспехов, значит не было необходимости использовать в бою тяжелые луки и арбалеты.

После упрочения мирных взаимоотношений с гномами регулярной армией на вооружение были взяты пороховые бомбы, однако ввиду их ненадежности и опасности для использующего применялись редко.

Новые виды вооружений появились во время Войны Очищения. Большой популярностью стали пользоваться топоры, обоюдоострые клинки (аналог гномьих агрдов, неимоверно широких полуметровых мечей), секиры; появились первые панцири, крупные ростовые щиты; вошло в обиход понятие "щитоносный строй". Начали широко использоваться осадные орудия.

Костюм.

Во времена правления клана Ангрест, ознаменовавшегося появлением новых демократических свобод, к которым можно отнести и официальное признание равенства полов, начала появляться тенденция к сближению мужского и женского стилей, появлению общих черт в мужской и женской одежде.

 

Мужская одежда.

Верхняя одежда.

Длинная легкая рубаха, широкая свободная далматика, длинный балахон с широкими рукавами; кожаная безрукавка с бахромой и орнаментом, скапулир, сюркот, плащи разных типов; легкие шаровары, кожаные обмотки, тяжелый клеш.

Головные уборы.

Колпак или колпакообразная шляпа с полями, головной убор типа cucullus, мягкий берет.

 

Женская одежда.

Верхняя одежда.

Рубаха-платье с длинными широкими рукавами, плотная верхняя рубаха с узкими рукавами до локтя, длинная легкая накидка, по способу ношения напоминающая тогу, мантилья; топ, жилет из плотной ткани или кожи; складчатая юбка. Все в разнообразных комбинациях и с добавлением деталей мужского гардероба.

Головные уборы.

То же, что и у мужчин плюс отрез декоративной ткани, перехваченный обручем, головной платок и кожаная шляпка-цилиндр без полей, часто с вуалью или бахромой.

Государственное управление.

Король.

Во главе государства, как это часто бывает, стоит король (либо королева), глава светской власти и верховный военный начальник в одном лице. Монарший титул передается по наследству от отца (матери) к старшему сыну (дочери). Власть монарха ограничивается весьма и весьма призрачными рамками, которые определяет некий древний документ √ "Королевский кодекс", написанный, по слухам, самим Донвартом. Впрочем, никто, кроме властвующего короля или королевы, не догадывается, что именно в этом таинственном документе содержится, и посему очень сложно определить, когда те самые призрачные границы дозволенного были нарушены, а когда нет. Короли и королевы этим активно пользуются, поэтому миртскую монархию можно назвать абсолютной, не смотря на существование парламента.

Точнее, можно было назвать абсолютной. Когда она была.

Парламент.

Парламент является совещательным и законодательным органом госуправления. Он состоит из двух палат:

1.Коронная палата, в состав которой входит дворянство и потомственная аристократия различных весовых категорий, всего около 100 человек. Основная задача Коронной палаты √ создание законопроектов (биллей). Коронная палата √ орган выборный, ее состав обновляется каждые 10 лет. В нее входит по 3 кандидата от каждого городского полиса (городом считается любое крупное поселение с населением, превышающим 10000 человек: городской полис √ сам город плюс сырьевые базы типа лесопилок и шахт и находящиеся вблизи рабочие поселения).

2.Храм всех Богов, который, как ни странно, тоже является органом госуправления. Задача ХвБ √ рассмотрение предложенных Коронной палатой законопроектов и вынесение этим самым законопроектам приговора: быть или не быть. Законопроект утверждается с помощью голосования (5 Верховных жрецов по одному голосу плюс Хранитель с двумя голосами при условии, что "воздержаться" невозможно). Подобная система удачна хотя бы потому, что любой билль рассматривается со многих точек зрения (как например, снижение городской пошлины скажется на экономической ситуации, общественном мнении, расстановки политических сил, не появится ли угроза вооруженного мятежа и как на все это безобразие посмотрят Боги?).

Однако утвержденный законопроект √ еще не закон. Посему одобренный билль представляют государю (государыне), и только он (она) может поставить последнюю точку над i. А может не поставить и послать проект на доработку. Или послать всех и отклонить все к черту. Имеет право.

Магистраты.

Король и парламент √ это высшая власть. Окромя высшей власти существует еще и местное самоуправление, так называемые городские магистраты, обладающие исполнительной и судебной властью.

Городской магистрат обычно состоит всего из трех человек: самого уважаемого жителя города (читай √ самого богатого аристократа или дворянина), местного воеводы и королевского ставленника. Этот последний имеет право налагать "вето" на любое решение магистрата на время, необходимое на ознакомление с этим решением лично короля (королевы). Обычно королевский ставленник является членом Коронной палаты, нередко √ родственником правящего монарха.

Однако все вышесказанное уже потеряло свою актуальность, так как совсем недавно, около года назад, закончилась очередная гражданская война, итогом которой стала не просто смена короля, а очень даже полная ликвидация монархии как таковой. Теперь во главе Мирты (она как не странно до сих пор называется королевством) стоит Хранитель, глава Храма всех Богов. Но самое странное, что смена власти почти не повлияла на систему государственного управления. Только в принятии законопроектов теперь в Храме теперь участвует пять жрецов с пятью голосами, да вместо королевского ставленника в магистратах появились Голоса Хранителя с теми же функциями.

Итак, Мирта теперь имеет статус государства с религиозной парламентарной диктатурой. Бред, правда? Я старался┘

Сословия.

С крестьянами и рабочими все, я думаю, ясно и без комментариев.

Самое многочисленное и самое разномастное из сословий (не считая вышеуказанных, разумеется) √ дворянство. Это и купцы, и зажиточные крестьяне, и ростовщики, и┘ много еще кто. Дворянский титул, в отличие, например, от баронского или графского, не передается по наследству. Он покупается. Существует специальный Дворянский налог, регулярная уплата которого вкупе с присягой правящему клану и обязательством в случае введения военного положения вступать в королевское войско с отрядом в 10 конных ратников, позволяет любому человеку называться дворянином. Имея сей титул, человек получает возможность избираться в Коронную палату, платит значительно сниженные налоги на прибыль┘ и прочее, и прочее. Дворянином может стать каждый, имеющий желание и деньги.

Аристократы √ это лендлорды, крупные землевладельцы, получающие огромные барыши за аренду земли тем самым дворянам. Появилась аристократия не просто так, а по воле государя, уже ой-ей-ей как давно покойного Меара из клана Ангрест. Когда он с последними Серебряными покончил, так сразу начал своих самых верных сподвижников награждать. Деньги-то жалко, пригодятся еще, а земля √ вон ее сколько! Пообгрызли соратники от Мирты кусочков вкусненьких, назвались графами да баронами, и жить стали, землей торгуя. Хорошо живут, буржуи.

А некоторые чудаки, бароны в основном, совсем какой-то ересью занялись: стали к державам заграничным мосты мостить, да не просто так, а для взаимного сотрудничества. Например, прадед нынешнего барона Альвадор за россыпь горного хрусталя купил у дэвов секрет выращивания табачного зелья; никто, кроме баронов и дэвов, секрета этого не знает и табак выращивать не может (пробовали уже многие красть табак с баронских плантаций, выращивать пытались┘ не выходит, не приживается бесовская травка, хоть вой!). И может Альвадор крутить и вертеть ценами на табак, как пожелает. Или вот герцогов Ангрест за обязательство снабжать деревом и продовольствием северные области Горной Империи Винд-Оверд гномы научили с железом как-то по-особому работать, и оружие они делают┘ хм┘ делали самое лучшее, и доспехи, и вообще┘

Так вот эти самые аристократические семейки, имеющие содержащиеся в строжайшей тайне секрет изготовления чего-либо полезного и необходимого, причем абсолютно уверенными в том, что кроме них это самое полезное никто не сделает┘ это и есть кланы.

Духовенство.

Всего Богов у нас семь, однако официальных культов всего шесть. Самый выдающийся из них √ поклонение Ардавэсту, создателю Мира, покровителю жизни и гармонии. Теоры Ардавэста не имеют храмов, стараются всегда быть в стороне от мирской суеты. Они √ последователи Донварта, проповедующие идеи всеобщей гармонии, лекари душ.

Адепты остальных пяти культов являются не только духовниками... вернее не столько духовниками, сколько представителями аппарата государственного управления, занятыми в так называемой сфере образования и услуг.

Дело, собственно, в том, что многие дети в возрасте 6 лет выбирают себе храм, в котором будет проходить их обучение, длящееся до 21 года. Молодой человек в течение этих 15 лет работает на Храм, питается скудно (его ранг в духовной иерархии √ послушник; ниже некуда), храмовые предписания обязывают его часто поститься и проводить добрую половину дня в молитвах, но при этом он получает массу новых знаний и навыков.

Храм Ханвеста дает послушникам навыки самообороны, фехтования и кулачного боя;

Храм Шамона √ знание грамоты, умение считать и слагать стихи;

Храм Маэрада √ умение познавать свой внутренний мир, контроль над собой;

Храм Вилиора √ талант достижения гармонии с миром, свободу общения;

Храм Рафдарты √ умение обращаться с деньгами и видеть во всем выгоду.

 

Храмы Маэрада, Шамона и Рафдарты также выполняют дополнительные функции, тесно связанные с сутью Бога данного Храма.

Шамон √ библиотека.

Маэрад √ похоронное бюро.

Рафдарта √ торговая гильдия со сложной разветвленной структурой.

 

Социум.

Прежде всего, следует заметить первые проявления высшей демократии. Вопреки ожиданиям, свержение королевской власти не повлекло за собой отмену принятых накануне законов; напротив, демократические основы были значительно упрочены. Были введены новые права и свободы (свобода слова и мысли, право на создание чернью народных партий, всеобщее избирательное право). Официально было признано и узаконено равенство полов (девушки, не состоящие на обучении в Храме, с двенадцати лет считаются зачисленными в "полки запаса" и по выбору проходят или не проходят положенное пятилетнее обучение в армии; солдаты "полков запаса" обязаны пополнять ряды защитников Родины в случае необходимости; отныне женщины имеют более обширные права наследования, полные избирательные права и абсолютное право ношения оружия в мирное время наравне с мужчинами).

Сословная иерархия.

Жрецы наиболее влиятельное и уважаемое сословие. Отношение простолюдинов сродни поклонению.

 

Аристократия чуть менее влиятельное и более "земное" сословие.

 

Дворянство сродни простолюдинам, но богаче.

 

Чернь без комментариев.

Законы.

Весь свод законов Мирты мы пока приводить не будем. Для начала хватит и того минимума, что можно отнести непосредственно к игровой деятельности.

Грабеж, кража.

Доказывается на основе свидетельских показаний и вещественных доказательств. Кара √ смертная казнь через отсечение головы либо каторжные работы.

Убийство.

Доказывается на основе свидетельских показаний и вещественных доказательств. Кара √ смертная казнь через испытание металлом.

Еретические действия и мысли, занятие магией.

Доказывается на основе свидетельских показаний. Кара √ смерть через сожжение.

Бродяжничество (отсутствие паспорта).

Кара - каторжные работы.

Ношение оружия без разрешения.

Кара каторжные работы.

Всем судопроизводством занимается городской магистрат, ловлей преступников √ гвардия, обеспечением наказаний √ Храм Смерти.