Она мне веером сказала...

"Веер есть оружие кокетства, а кокетство

родилось с первым жестом первой женщины"

В XVIII веке существовала даже особая азбука веера , когда сложенный определенным образом, он передавал все оттенки чувств и отношений.

Источник:

 

"Русскiй Антикварiатъ"

Автор:

 

А. Петракова

 
 

Язык веера, появившийся во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевавший вместе с веером и в Россию, сложен ныне для понимания. Он дошел до нас, в основном, в виде противоречивых описаний, не подкрепленных иллюстрациями. Человеком своего времени он "читался" в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных "листиков". Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.

Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, "молчит" (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось.

Закрытые веера на русских портретах XVIII века свидетельствуют скорее о приближении изображенной к брачному возрасту, когда женщины как раз и начинали "махаться". В конце XVIII века в России появляются портреты дам с полуоткрытыми веерами, но это свидетельствует скорее о провинциализме художника и модели, не знавших в совершенстве, в отличие от столичных художников установлений и правил поведения аристократии.

В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: "Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни", составленный "по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо". В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом "языке веера".

Значение цвета веера.

белый означает невинность; черный - печаль; красный - радость, счастье; лиловый - смирение, искренность; голубой - постоянство, верность; желтый - отказ; зеленый - надежду; коричневый - недолговременное счастье; черный с белым - нарушенный мир; розовый с голубым - любовь и верность; веер, вышитый золотом - богатство; шитый серебром - скромность; убранный блестками - твердость и доверие.

Движения веером.

"Чтобы выразить веером согласие "да" - следует приложить веер левой рукой к правой щеке.

"Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

"Ты мой идеал" - дотронуться открытым веером до губ и сердца.

"Я тебя люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.

"Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение в сторону.

"Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.

"Мои мысли всегда с тобою" - наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.

"Верить ли вашим словам?" - закрытый веер держать у левого локтя.

"Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.

"Мои слова не должны быть переданы другим" - правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.

"Твои слова умны" - приложить закрытый веер ко лбу.

"Хочешь меня выслушать?" - открыть и закрыть веер.

"Выскажись яснее" - наклонить голову, рассматривая закрытый веер.

"Не приходи поздно" - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.

"Я не приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.

"Я жду ответа" - ударить веером по ладони.

"Я буду исполнять твои желания" - открыть веер правой рукой и снова закрыть.

"Мужайся!" - открытый веер приложить к груди.

"Делай как я хочу" - закрытый веер держать посередине.

"Не приходи сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.

"Ты меня огорчил" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

"Прости меня" - сложить руки под открытым веером.

"Я хочу с тобой танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.

"Я сделалась недоверчива" - барабанить закрытым веером по ладони левой руки.

"Молчи, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.

"Приходи я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.

Если собеседник, пользующийся особенным расположением просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь.

Для выражения же презрения, веер подается ручкой, т.е. нижним концом.

Подать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь".

Слов не нужно, коль веер есть в руках.

ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ

 

Символическое значение веера зависит от формы и размера. Большой и широкий веер соотносится с воздухом и ветром и является эмблемой одного из Восьми Китайских Бессмертных, который, как утверждали, использовал его для оживления мертвых (Керл(5). Веер этого типа обычно имеет форму сердца и иногда украшен перьями, которые подчеркивают связь с символикой воздуха и земли в целом. Он является атрибутом высокого положения среди некоторых азиатских и африканских народов, а в настоящее время используется Папой как знак космического, вселенского (Керл(41).

На Западе распространен складной тип веера, ассоциирующийся как следствие с фазами луны. Поэтому его символика связывается с воображением, переменой и женским полом.

В терминах эротического, аллегорического языка веера выражается изменение формы явлений, проявляющееся в ритме лунных фаз (не-бытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение). Символизируемая им идея аналогична Гераклитовой концепции вечного потока. В этом последнем смысле веер использован Максом Эрнстом в одной из его картин.

Как предмет, создающий движение воздуха, символизирует дух, власть и достоинство. Его конструкция - расширение от точки заклепки - олицетворяет непрерывно расширяющийся жизненный опыт человека. Сложенный веер символизирует фазы луны и женскую изменчи
вость. Обмахивание веером отгоняет злые силы. У африканских народов веер является символом королевского достоинства; у китайцев символизирует власть, царское достоинство, силу воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, деликатность чувств и достоинс
тво майдарина. "Осенний веер - это покинутая жена". У индусов веер ≈ атрибут ведического бога огня Агни, а также Вишну; в японской мифологии ≈ символ власти и силы. Веер из белых перьев олицетворяет силу ветров. В даосизме он связан с птицами и полетом, как средство освобождения от мира форм и ухода в область бессмертных. Эмблема одного из даосских гениев Чунг Ли Чуаня.

ВЕЕР
Большие веера были знаками власти, особенно в Азии и Африке, возможно вследствие ассоциативной связи с ветром и использования их при раздувании огня, как, например, тот веер, который держит в руках индуистский бог огня Агни. Церемониальные веера из перьев, такие, как флабеллум, которые несли во время папских процессий, несомненно, имели небесный символизм. Так как веера применялись обычно для защиты правителей (и объектов поклонения) от жары и насекомых, это способствовало тому, что они стали подчеркивать высокий статус в духовной и светской жизни. Веер в форме сердца использовался Чуанг Ли Чуаном, даосским Бессмертным, для возвращения к жизни. В японских ритуалах веер был символом расцвета жизни или, в случае, когда его несли обреченные на казнь, ≈ ее угасания. Раскрытый веер также часто ассоциировался с фазами Луны и, в более широком смысле, со сменой женского настроения. Его использовали в качестве инструмента флирта, что распространилось сначала в Испании и Италии, а затем и по всей Европе в XVIII в.

 

Она мне веером сказала

Язык веера, был изобретен в Испании для бесед знаками на расстоянии и имел несколько десятков положений. В Испании был важен цвет веера: белый - для невинной девушки; черный, простой - только при трауре; черный кружевной, полупрозрачный - для скрытого кокетства; красный в черном - для смелого уличного костюма, для корриды и т.д.

Манера его носить, держать, употреблять приобрела глубокий смысл.

Закрывающийся веер обозначает сомнение; закрытый - отрицание; раскрытый менее чем на четверть - скромность, неуверенность; раскрывающийся - одобрение; полностью открытый - всеобъемлющую, безоговорочную любовь; резкие быстрые взмахи - волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони - ожидание; похлопывание по ноге сбоку - "следуйте за мной"; спереди - "я готова следовать за вами;; прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть - нерешительность. Прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой- кокетство; замедленные помахивания веером раскрытым на ╬ - поощрение, "я готова, жду"; раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы - благодарность; полураскрытый, опущенный вниз веер - невозможность; сложенный веер, направленный на мужчину - "отойдите, уступите дорогу"; резкий жест сложенным веером рукоятью вперед - "убирайтесь прочь, вон!".

Например фразу: " я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа" можно сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами и веером 3 раза постукивают по другой руке.

Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города. Наиболее полно этим языком владели испанские цыганки. Цыганку никогда не изображали без веера или карт. На юге движения веера были более энергичными, чем на севере. Активнее всего веером пользовались в Севилье, а в Каталонии - не чаще чем в Южной Франции. В европейских странах веер носили подвешенным на шелковой петле на правом запястье, а в Испании - и на правой и на левой руке; от этого значение изменялось. Положение в правой руке имело более смелое, положительное значение; в левой - "специальное", адресованное тайному зрителю, оно должно было привлечь внимание. Как аксессуар бального или театрального костюма, веера удержались в Европе до сих пор, однако не имеют такого значения, как на Востоке, где они являются принадлежностью костюма для торжественных церемоний.

Историческая справка. В руке дама держала веер┘

История появления этого предмета ведет в древний Египет, Рим и Индию. Прототипом веера было опахало из листьев или перьев, распространенного в глубокой древности. В Риме они изготовлялись из павлиньих перьев. В Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии - символом военной власти.

Классическая форма веера из деревянных или часто костяных пластинок, соединенных штифтом и часто обтянутых бумагой или тканью, раскрываемая полушарием была изобретена в Китае и получила распространение в Европе в XVI веке. Первоначально веер был атрибутом благородной дамы или даже светского юноши. Эпоха барокко вводит моду на разрисованные веера с зеркальцем посередине, обрамленные страусиными или павлиньими перьями. Наибольшее распространение веера получили в Испании и Италии. Там появился даже специальный веер "вентаролла", который был необходимым предметом костюма невесты. Во Франции, при Версальском дворе веер играл большую роль в дворцовом церемониале: дамы могли его раскрывать только в присутствии королевы. С XVII века - изящной эпохи рококо веера проникли и в среду обычных горожан.